![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||
Дырявый башмакСтр 1 из 3Следующая ⇒
ОТ АВТОРОВ Перед вами одна из тетрадей комплекта «Домашние логопедические тетради» для закрепления произношения трудных звуков. Серия состоит из 8 игровых тетрадей. Учим звуки [р], [р']. Учим звуки [л], [л']. Учим звуки [р]—[л], [р']—[л']. Учим звуки [ш], [ж]. Учим звуки [с], [с']. Учим звуки [з], [з'], [ц]. Учим звуки [с]—[ш], [з]—[ж]. Учим звуки [ч], [щ]. Преимущество данных тетрадей заключается в том, что они представляют собой готовый комплект игр и упражнений для закрепления произношения звуков в речи. Цель данного пособия — помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий с детьми, позволяющих закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки. Родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки или наклеивать их. Представленный игровой материал ориентирован на дошкольников 5—7 лет. Предлагаемые игры повысят интерес детей к занятиям, будут способствовать более легкому и быстрому закреплению трудных звуков в речи, развитию внимания, мышления, тренировке слуховой и зрительной памяти, подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание на занятиях уделяется развитию умения составлять предложения и пересказывать, закреплению представлений об окружающем мире, совершенствованию грамматической стороны речи. Уважаемые взрослые! Для эмоционального поощрения и повышения мотивации ребенка, после выполненных упражнений, в конце каждой страницы мы предлагаем использовать «оценку»: — вишенку не раскрашивать, если ребенок не выполнил задание; — вишенку раскрасить наполовину, если ребенок старался выполнить задание, но был невнимательный и пропускал изучаемый звук; — вишенку раскрасить, если задание выполнено полностью и правильно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алифанова ЕА., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. М., 2000. 2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. М., 1971. 3. Большакова СЕ. Конфетка. Формируем слоговую структуру слова. М., 2007. 4. Большакова СЕ. Формируем слоговую структуру слова. Дидактический материал. М., 2006. 5. Бурдина СВ. Логопедическая тетрадь. Вып. 1—6. Киров, 2005. 6. Визелъ Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. М., 2005. 7. Волина В.В. Учимся играя. М., 1994. 8. ГальскаяН.В. Звоночек. Автоматизация звуков в играх. Минск, 2001. 9. ГерасимоваА.С, Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. СПб., 2002.
10. Зуева Л.Н'., КостылеваН.Ю.,Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. М., 2001. 11. Каше ГА. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971. 12. Киселёва В А. Конфетка. Двигаемся, играем, рисуем. М., 2008. 13. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков. Вып. 1—5. М., 1998.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Логопедическая раскраска. Вып. 1—3. М., 1998. 15. Лопухина И.С Логопедия 550. М., 1996. 16. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 2006. 16. Маршак С.Я. Сказки, стихи, загадки, песни. М., 2006. 18. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2005. 19. Новикова Е.В. Автоматизируем произношение Р и Р'. М., 2006. 20. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, Р'. Ярославль, 1996. 21. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Р, Р'. М., 2005. 22. Сборник загадок / Сост. М.Т. Карпенко. М., 1988. 23. Терешкова Н.Э. Логопедические домашние 24. Успенская Л Л., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1995. 25. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989. 26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991. 27. 1000 загадок / Сост. Н.В. Ёлкина, Т.П. Тара-баркина. Ярославль, 2001. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗВУКОВ! В одном маленьком городке жила-была девочка, и звали её Иришка. У неё был забавный лохматый щенок Тим, который иногда устраивал дома страшный беспорядок. Однажды с девочкой произошла вот такая история. Как-то раз щенок Тим стащил с полки любимую Иришкину книгу сказок. Она упала на пол, раскрылась и вдруг... — Здравствуй! — сказал забавный сказочный старичок и спрыгнул со страницы книги. — Здравствуйте! — в изумлении проговорила Иришка. — Вы кто? — Я Старичок-Речевичок. Прихожу в гости к тем, кто любит читать сказки! — сказал добродушный человечек и улыбнулся. — Как здорово! — захлопала в ладоши Иришка. — Я очень люблю сказки! — А ещё я исполняю желания! Ты хочешь о чём-нибудь попросить? — Да, — грустно сказала девочка. — У нас в детском садике скоро будет утренник, я так хочу рассказать стихотворение красиво. А у меня не получается, потому что я не умею правильно говорить звуки Ш и Ж. Помоги мне научиться! — Хорошо, — сказал Речевичок, — я тебе помогу. Но сначала нужно укрепить твой непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог выговаривать эти трудные звуки. Иришка смотрела в зеркало на свое отражение, и каждый день делала гимнастику для язычка*.
УЧИМ ЗВУК [Ш] Скоро язычок у Иришки стал сильным, гибким и послушным. Тогда Речевичок сказал: «А теперь мы начнём учить с тобой звук [ш]. Сначала попробуй пошипеть». Упражнение «Гусь шипит». Подними широкий язычок за передние зубки. Его боковые края крепко прижми к верхним зубам. Под подбородок подставь тыльную сторону ладони. Почувствуй, как тёплый ветерок идет по середине язычка, и произноси: Ш Ш Ш Ш. А теперь веди пальчиком по дорожке от гуся к пруду и шипи: Ш Ш Ш Ш*. Упражнение «Гусь шагает по листочкам». Пошипи вместе с гусем. Проведи пальчиком по дорожкам от гуся до каждого листочка. Какие слоги получились? Повтори каждый слог несколько раз. Игра «Назови картинки». Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в названиях которых есть звук [ш]. Какие же предметы он нарисовал? Назови их. Не забывай чётко произносить звук [ш]. Назови и раскрась только те картинки, названия которых начинаются на звук [ш]. Корзинка слов: шапка, шуба, шут, шина, шахматы, шипы, шаль, машина, уши, мыши, петушок, лошадь, ошейник, клавиши, вишенка. А теперь поиграй с ними в игру «Жадина». Например: шут — он мой, машина — она моя и т.д. Не играй с теми картинками, на которых изображено много предметов (мыши, шипы и т.д.). Игра «Слушай взрослого».Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [ш]: кот шея шампунь ботинки шило корова шиповник шорты вода хлеб рыбак шутка Игра «Закончи слово».Речевичок загадал слова и написал только их начало. Отгадай, какие слова могут получиться из этих слогов. Например: ША-РЫ, ШУ-БА.
Игра «Один — много».Измени слова. Например: шут — шуты. шип — шина — шутка — шайба — шуба — шалун — шинель — шампунь — шутник — Отгадай загадки Речевичка.Обведи по точкам и раскрась отгадки.
Твой хвостик я в руке держал, Ты полетел, я побежал. (Шарик воздушный.) Король с королевою без корон, Ладья без вёсел, без хобота слон, Конь без копыт, седла и уздечки, А рядовые — не человечки. (Шахматы.) Игра «Разноцветные шарики».Иришка нарисовала шарики, но забыла их раскрасить. Раскрась шарики, которые летят направо, желтым карандашом, а шарики, которые летят налево, — оранжевым. Игра «Превращай-ка».Речевичок рассказал Иришке, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Замени первый звук в слове на звук [ш]. Какое новое слово получилось? Например; был топот — стал шёпот. тапка — толк — мыло — майка — дар — губы — накал — топот — маг — Игра «Посчитай». Раскрась картинки: машина, кошелёк, ушанка, вишенка. А теперь посчитай предметы от 1 до 5. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. Например: одна машина, две машины, три машины и т.д.
Игра «Чьи игрушки?» Познакомься с друзьями Иришки: это Даша, Паша, Маша, Миша и Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они.
Например. У Наташи петушок. Это Наташин петушок. А теперь скажи правильно. Чьи уши у мыши? (Мышиные уши.) Чьи копыта у лошади? (Лошадиные копыта.) Чей гребешок у петушка? (Петушиный гребешок.) Упражнение «Рифмушки».Речевичок предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму, и у тебя получится стихотворение. Не забывай произносить звук [ш] правильно. А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не ... (шуметь)! И. Токмакова
Всё, что нужно для игры: Куклы, мячики, ... (шары). А. Матутис
Корзинка слов: вешалка, шапка, шуба, Миша, шоколадка, машина, лошадка, кошелёк. Игра «День рождения Миши».У Миши, друга Иришки, день рождения. Ребята подарили ему подарки. Расскажи, что подарила Мише Иришка? Маша? Паша? А Даша? Раскрась Дашины подарки синим карандашом, Машины — зелёным, Пашины — красным, а Иришкины — таким карандашом, каким захочешь.
Корзинка слов: машина, шайба, клюшка, лягушонок, кошелёк, шары, шоколад, шахматы. Учим звуки [ш], [ж] Выучи скороговорки. Обведи по точкам и раскрась картинки. Упражнение «Помоги Иришке придумать предложения».«Посмотри, какие у меня есть картинки, — сказал Речевичок Иришке. — Сможешь что-нибудь о них рассказать?» Иришка посмотрела и придумала красивые предложения. Придумай интересные предложения и ты. Например: шуба — швейная машинка. Шубу шьют на швейной машинке.
Раскрась картинки. Корзинка слов: шапка — мышонок, лягушонок — камыши, шоколад — шахматы, петушок — крыша, шиповник — шампунь.
Учим звуки [ш], [ж] Упражнение «Раздели слова на слоги».Хлопками раздели каждое слово на слоги. Напиши в кружочках, сколько слогов в слове. Не забывай правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов — это знает каждый из учеников!» Например: шум (1), ша-кал (2), шо-ко-лад (3). Упражнение «Гусь шагает по листочкам».Пошипи вместе с гусем. Проведи пальчиком по дорожкам от каждого листочка к гусю. Какие слоги получились? Повтори каждый слог несколько раз. Игра «Посчитай».Раскрась картинки. А теперь посчитай предметы от 1 до 5. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. Например: один каштан, два каштана, три каштана и т.д. Упражнение «Раздели слова на слоги».Хлопками раздели каждое слово на слоги. Напиши в кружочках, сколько слогов в слове. Не забывай правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов — это знает каждый из учеников!» Например: тишь (1), гу-ашь (2), де-тё-ныш (3).
Игра «Назови картинки».Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в названиях которых есть звук [ш]. Какие же предметы он нарисовал? Назови их. Не забывай чётко произносить звук [ш].
Назови и раскрась только те картинки, названия которых заканчиваются на звук [Ш]. Корзинка слов: душ, мышь, малыш, ландыш, пушка, мишка, клюшка, башмак. А теперь поиграй с нами в игру «Жадина».Например: душ — он мой, мышь — она моя и т.д.
Кукушка кукушонку Купила капюшон. И. Демьянов У нашей машины Шипы на шинах. Е. Алифанова, Н. Егорова Игра «Кто больше? Кто меньше?».Сравни два предмета и ответь на вопросы полным предложением. Не забывай правильно произносить звук [ш]! Раскрась картинки. Например. Кто больше: кошка или мошка? Кошка больше мошки. Кто меньше? Мошка меньше кошки. Игра «Путаница».Щенок Тим устроил беспорядок. Помоги Иришке найти предметы. Посчитай, сколько их всего. Напиши столько палочек, сколько здесь предметов. Придумай с этими словами красивые предложения. Корзинка слов: кошка, мышка, лягушка, вишни, каштан, мартышка, подушка, башмак. Игра «Перепутанные вагончики». Вкаждом вагончике «едет» одно слово. Соедини слова так, чтобы получилось предложение: «прицепи» вагончики к паровозу в нужном порядке, а взрослые тебе помогут. Проставь номера вагончиков в каждом предложении. Упражнение «Воздушные шарики».Прочитай слоги на шариках или повтори их за взрослым несколько раз. Сделай шарики разноцветными. Игра «Найди маму». Детёныши потерялись. Найди их на картинках и назови. Помоги им вернуться к своим мамам, соединив линиями детёнышей и взрослых. Раскрась картинки. Составь красивые предложения с парой слов.
Корзинка слов: мышка, мышата, лягушка, лягушата, кукушка, кукушонок, индюшка, индюшата. Игра «Назови картинку».Речевичок придумал и нарисовал для Иришки предметы, в названиях которых есть звук [ш]. Какие же предметы он нарисовал? Назови и раскрась картинки. Где ты слышишь звук [ш]: в начале, конце или середине слова? Корзинка слов: шкаф, школа, шкатулка, шкура, шмель, шлем, швейная малина, шпага, швея, школьник. А теперь поиграй с этими картинками в игру «Жадина».Например: шкаф — он мой, шкатулка — она моя и т.д.
Учим звуки [ш], [ж] Игра «Кто от кого убегает?».Иришка рассматривала картинки в «Энциклопедии о животных», а Речевичок рассказывал девочке про разных животных. Вместе они придумали интересную игру. Поиграй вместе с ними и ты. Рассмотри картинки и раскрась их. Расскажи, кто от кого убегает.
Корзинка слов: кошка — мышка, олень — шакал, охотник — кукушка, малыш — лягушка, лошадь — волк, удав — мартышка. Игра «Скажи наоборот».Помоги Иришке закончить предложения правильно. Например. Берёзка ниже нашего дома, а ель ... выше. Пылесос работает громче, а стиральная машина ... (тише). Мой брат ниже меня ростом, а папа ... (выше). Книга моего друга толще, а моя ... (тоньше). Я съедаю супа больше, а моя сестрёнка ... (меньше). Детский сад ближе к дому, а школа ... (дольше). Игра «Вкусная еда».Иришка приготовила вкусную еду. Расскажи, из каких продуктов что получилось. Придумай предложения по образцу. Например. Из вишни сварили вишнёвый компот. Соедини линиями нужные картинки и раскрась их. Корзинка слов: шоколадная конфета, вишнёвый компот, шампиньоновый суп, шиповниковый компот, грушевое варенье. Упражнение «Раздели слова на слоги».Хлопками раздели каждое слово на слоги. Напиши в кружочках, сколько слогов в слове. Не забывай правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов! Это знает каждый из учеников!» Например: шиш-ка (2), шта-ниш-ки (3). Игра «Занимательная фотография».Иришка с мамой и бабушкой провели выходные в доме отдыха. Они сделали фотографию на память, только все изображения на ней получились чёрно-белыми. Назови все предметы на этой фотографии, в названиях которых есть звук [ш],и раскрась картинки. Составь с этими словами красивые предложения. Корзинка слов: камыши, лягушка, шлюпка, пляж*, шляпа, бабушка, Иришка, шорты, рубашка, шахматы, каштан, вишня, кукушка, шиповник, шишки. Рассказываем вместе.Назови и раскрась картинки. Заменяй картинки словами во время чтения. Красиво расскажи стихотворения.Обведи по точкам и раскрась картинки.
Упражнение «Рифмушки».Речевичок предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму. Это домик будет наш — Мы построили ... (шалаш). Мелкий виноград, малыш, Называется ... (кишмиш). Игра «Один — много».Измени слова. Например: швейная машина — швейные машины.
вишневая шляпа — шаловливый шмель — каштановая шкатулка — Послушай рассказ.Запомни слова со звуком [ш]. Дырявый башмак На полу лежал старый дырявый башмак. Около башмака ходил мышонок и подбирал крошки. Вдруг откуда ни возьмись — кошка. Мышонок прыгнул в башмак, а кошка — за ним. В башмаке была большая дырка. Мышонок маленький, а кошка большая. Выпрыгнул мышонок из дырки — и был таков. Кошка в дырку не пролезла и мышонка не догнала. Дома, в своей норке, маленький мышонок поведал маме-мышке историю о том, как его спас старый дырявый башмак. Какие слова со звуком [ш] встретились в рассказе? Послушай рассказ ещё раз и перескажи его.
Красиво расскажи стихотворение.Ведь ты уже умеешь правильно говорить звук [ш]. Шорох, шептанье, Шумок под окном, Шлёпанье лёгкое... Кто это — гном? Ш-ш-ш! Там за шторами, Возле окна, Шустрым мышонком Шуршит тишина. В. Лунин
|
||||||||||||||||||||||||||||
|