Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дискуссия «Я и мои чувства».



 

                                          Тренинг

Название: «Эмоциональный интеллект»

Цель: Повысить эффективность работы на форуме через работу с эмоциями

Задачи:

1. Снизить уровень эмоционального напряжения

2. Познакомить участников форума с понятием «эмоциональный иннтелект»

3. осознание участниками своих сильных сторон, связанных с эмоциональным интеллектом

4. Научиться контролировать собственные эмоции

Материалы: флипчарт, 2-3 листа бумаги, маркер. У ребят с собой должны быть ручка и блокнот.

Целевая аудитория: Участники форума от 13-17 лет

Описание тренинга:

1 часть: вводная

Всем привет, сегодня мы поговорим об эмоциональном интеллекте.

Сначала будет упражнение:

Упражнение «Установки про эмоции»
Это упражнение позволяет проанализировать, какие у вас существуют установки про эмоции? Для этого вспомните все, что приходит вам в голову: что говорили ваши родители, учителя или другие значимые люди, что вы читали в литературе или видели в кино, какие помните пословицы, поговорки и крылатые фразы про эмоции?
После того, как вы выписали все, что удалось вспомнить, проанализируйте, как эти установки и убеждения влияют на ваше поведение и/или эмоциональное состояние? Хотели бы вы изменить какие-то из них?

 Часть 2. Основная

На флипчарте будут записаны «названия» каждого пункта.

Дальше дадим определение Эмоциональному интеллекту:

Эмоцональный инелект –это способность человека понимать собственные чувства, умение контролировать эмоции для повышения собственной жизнестойкости,  признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми

Только вы сами способны решить, какие чувства испытывать в данный момент времени. Это могут быть раздражение, радость, любовь, гнев – любые эмоции. Но достичь гармонии и спокойствия возможно только при условии, что человек хорошо понимает свои чувства и может их контролировать. Если секрет уравновешенности кроется в распознавании своих эмоций, то зачем стремиться понимать чувства окружающих? Это нужно потому, что общение, построение социальных связей – важная составляющая нашей жизни. Если человек умен, но не умеет общаться с людьми и вызывать в них уважение, то он никогда не добьётся успеха.

Далее снова будет упражнение для развития навыков управления своими эмоциями:«Проблемы»

Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет – проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Есть определенные Уровни эмоционального интеллекта

Верным признаком низкого эмоционального интеллекта являются следующие состояния:

· низкая самооценка;

· подавленность, возникающая от собственных эмоций;

· периодические депрессии;

· низкий уровень самоконтроля и осознанности. Неспособность понять собственные чувства;

· слабый контроль над ситуацией и неспособность повлиять на нее;

· неумение распознавать эмоции других людей;

· постоянное упрямство;

· бурные переживания: вспышки грубости, раздражения и т. п.;

· склонность к развязыванию конфликтов.

 

Для среднего ЭИ характерны следующие состояния:

· положительное восприятие себя и своего положения в обществе;

· высокая самооценка, умение контролировать эмоции;

· общение с людьми дается легко, без приложения дополнительных усилий.

Для определения качеств, характеризующих высокий EQ, был проведен опрос. Они назвали следующие состояния:

· гармония с собой и окружающим миром;

· индивидуальная система ценностей, не наносящая вреда окружающим;

· способность признавать свои ошибки и менять мнение, если оно ошибочно;

· умение противостоять стрессам;

· стремление к саморазвитию и помощи окружающим;

· отсутствие страха перед ответственностью за других людей;

· честность по отношению к другим людям.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый. Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций., едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени , что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд сложностей. Для тренировки нужно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно использовать  телефон, вы ежедневно будете записывать результаты работы за день/свои эмоции определенные моменты дня. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения

Дискуссия «Я и мои чувства».

· Какие чувства я испытываю большую часть времени?

· Чем отличаются эмоции и чувства?

· Понимаю ли я, чем вызвано то или иное чувство?

· Подавляю ли я те чувства, которые в нашем обществе считаются негативными (гнев, зависть, разочарование и пр.)? Почему?

 

Шаг второй. Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен

 

Шаг первый Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей. Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения. Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице: Факт (ситуация, человек) Мысли Физические ощущения Эмоции Шаг второй Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен». Практика «Немой телевизор» Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже. Практика «Общественный транспорт» Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная? Шаг третий Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму. Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Дальше будет заключительное упражнение тренинга:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.