Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная часть.. Видеоролик о Т.Т. Хрюкине.



2. Основная часть.

Видеоролик о Т.Т. Хрюкине.

Кроме документальных лент, видеороликов из интернета, о жизни и подвигах нашего героического земляка мы можем узнать из книг, которые есть в нашей библиотеке. В них собраны и документальные факты и  воспоминания очевидцев, людей, которым довелось встречаться с Т.Хрюкиным в разные годы его жизни, благодаря которым мы можем представить, каким же был человеком легендарный лётчик, самый молодой командарм воздушной авиации.

Показ книг о Т.Т.Хрюкине: «Замечательные люди Ейска» Е. Котенко («Меч справедливости»), брошюра «Эпоха не действительна без них…» (к 95- летию Т.Т.Хрюкина), «Ейск в годы Великой Отечественной войны».

Родился Тимофей Хрюкин 21 июня 1910 года в Ейске. Его отец Тимофей Ефимович был извозчиком, каменщиком, зимой сапожничал. Мать Наталья Арсентьевна работала прачкой в солдатских казармах. Жили очень бедно. В 1918-м перебрались в станицу Привольную. В годы Гражданской войны юный Тимофей Хрюкин батрачил, в том числе и за пределами родного края. Все эти скитания привели его в колонию для беспризорников, где он освоил профессию молотобойца. В 1922-м возвратился домой в Привольную. Тимофей был секретарём станичной комсомольской ячейки, затем – секретарём райкома комсомола.

Чтение отрывка из главы «Наш кубанский сокол» (воспоминания друга детства с.59).

В 1932 году Тимофей Хрюкин становится курсантом Луганской военной авиашколы пилотов, а через год успешно заканчивает её.

Вот как описывает нашего земляка в это время Е.Котенко в своей  книге «Земляки мои ейчане» (чтение отрывка с.99). Послушайте и ответьте на вопрос, почему Т.Хрюкин стал лётчиком - бомбардировщиком, а не истребителем.

В 1936-м среди других советских добровольцев он сражается за республиканскую Испанию. На скоростном бомбардировщике Хрюкин успешно бомбит боевые порядки франкистов, за что получает свою первую боевую награду – орден Красного Знамени.

В 1938 году наш земляк борется с японской агрессией в Китае. Его авиационная группа совершила налёт на японский аэродром, расположенный на Тайване. Однажды группа из 12 бомбардировщиков под командой лётчика-интернационалиста Т.Т. Хрюкина утопила авианосец противника. За этот воинский подвиг он получил свою первую Золотую Звезду Героя Советского Союза. После боевых действий в Китае Т.Т. Хрюкин воюет на Карельском перешейке, где шли тяжёлые бои с белофиннами. На 30-м году жизни он получает звание генерал-майора авиации, его также удостаивают второго ордена Красного Знамени.

К началу Великой Отечественной войны имел около 100 боевых вылетов.

Великая Отечественная война застала генерал-майора авиации Хрюкина, когда тот вступил в командование 12-й Воздушной армией. Уже в первый час войны его лётчики сбили 13 гитлеровских бомбардировщиков.

Обстановка на фронте быстро менялась. Генерал Хрюкин организовал противовоздушную оборону Киева, дрался за Умань и Канев. Наша авиация наносила непрерывные массированные удары по сосредоточениям войск противника.

В августе 1941 года генерал Хрюкин получил новое назначение – он стал командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. Фашистским войскам, несмотря на их численное превосходство в живой силе и боевой технике, так и не удалось осуществить план захвата Советского Заполярья. В этом свою немалую роль сыграла авиация Карельского фронта, которой командовал Тимофей Хрюкин.

В июне 1942 г. возглавил ВВС Юго-Зап. фронта, переформированные в 8 ВА. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на рубеже Миус-фронта (в том числе при попытке его прорыва в ходе Миусской операции), в Крыму.

Несомненно, главным сражением в жизни генерал-полковника Т.Т. Хрюкина стала Сталинградская битва. Противник имел почти трёхкратное превосходство. Хрюкин создал эффективную систему ложных аэродромов. Под Сталинградом их было построено 32, на них упало в 10 – 12 раз больше бомб, чем на действующие оперативные. Немцы перебросили под Сталинград свои лучшие истребительные эскадры, укомплектованные лётчиками-асами. Для борьбы с ними По инициативе генерала Хрюкина под Сталинградом был создан полк «асов» — 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором были собраны лучшие лётчики-истребители из других полков. Десятки лётчиков из этого полка стали Героями Советского Союза, а четверо – дважды Героями. Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот, разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая — во время контрнаступления под Сталинградом).

После завершения Сталинградской битвы Т.Хрюкин продолжал командовать 8 ВА, которая участвовала в освобождении Донбасса, Правобережной Украины, Крыма.   

8-я воздушная армия принимала участие в боях за освобождение Кубани. В феврале 1943 года командарм Хрюкин как только узнал об очищении родного города от фашистов, вылетел в Ейск для организации аэродрома «подскока». Вот как об этом написано в главе «Замысел командарма».

Чтение отрывка из серии рассказов Е.Котенко.(с.59-60).

Тогда Тимофею Тимофеевичу не пришлось повидаться с родными в Ейске, но он успел побывать в станице Привольной, где прошло его детство. Гнев и возмущение вызвали у него преступления оккупантов. Справедливым отмщением фашистам  звучали командарму рапорты с ейского аэродрома.

 В 1944 году по инициативе и при деятельном участии Т. Хрюкина в Крыму началось восстановление разрушенного во время оккупации Всесоюзного пионерского лагеря «Артек».

  В последний год войны Хрюкин получил приказ принять под своё командование 1-ю воздушную армию, перед которой ставились задачи по освобождению Белоруссии и Литвы, разгрому немецких войск в Восточной Пруссии. В Кёнигсбергской операции Хрюкин командовал крупнейшей группировкой советской авиации – 2.500 самолётов, здесь же проявился его незаурядный талант военачальника. В Восточной Пруссии он встретил День Победы.

  После войны генерал-полковник Т.Т. Хрюкин занимал ряд командных постов: был заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке, служил Родине на генеральских должностях в Бакинском округе ПВО, а в сентябре 1950-го он вновь заместитель Главкома ВВС – по учебным заведениям.

На пути в высокое небо наш героический земляк прошёл через все ступени: был командиром экипажа, командиром звена, отряда, группы, эскадрильи, командовал полком, дивизией и, наконец, воздушной армией.

Высокая должность не испортила характер Тимофея Тимофеевича. Он старался держаться как можно ближе к воздушным бойцам, многих лётчиков знал лично, часто бывал на аэродромах. Проявлял к людям заботу и внимание. На войне потери неизбежны. Молодой командующий воспринимал гибель каждого лётчика с чувством глубокой скорби, как собственную трагедию. Под его руководством воевали видные авиационные начальники, ставшие Героями советского союза, маршалами авиации - А.И.Покрышкин, Е.Я.Савицкий, Г.В.Зимин …

Тимофей Хрюкин рано ушёл из жизни. Виной всему трагический случай на дороге. Возвращаясь с учений, он заметил, как на шоссе из-за автобуса вышла группа женщин. Шофёр растерялся, но реакция боевого лётчика Хрюкина оказалась мгновенной – он выхватил руль и направил машину в кювет. Женщины не пострадали, но генерал получил тяжёлые травмы, которые вскоре дали осложнения, и в возрасте 43 лет в расцвете сил Тимофей Тимофеевич ушёл из жизни, оставив о себе добрую память.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.