|
||||||||||||||||
Аналитические жанрыАналитические жанры | ||||||||||||||||
Комментарий (в составе журналов и новостных программа) | Новый единичный факт или событие Аналитическая программа Михаила Леонтьева «Однако» | Оперативный комментарий Сообщить и дать первоначальную оценку. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ. | Причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. | Разновидность выступления в кадре .
| Постановка проблемы (событие или тезис); показ+комментарий; краткий вывод | Четкость, динамика и логичность. Для совмещения показа и комментария используются приемы скрытой оценки. | ||||||||||
Беседа | Посвящен темам, представляющим общественный интерес. Нередко перерастает в дискуссию.
Тем временем. Смыслы. А.Архангельский, Россия Культура. | Наличие конфликта, столкновения различных точек зрения, а в результате – разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов | Проанализировать для того, чтобы правильно действовать в сложившейся ситуации | Необходим сценарный план. Важен подбор собеседников. Журналист – модератор, режиссер и аналитик | Заявка проблемы, предъявление разных точек зрения, контраргументация, вывод. | Внутренняя динамика. Выразительность собеседников. В ней могут также широко использоваться различные вспомогательные средства (кадры, фотографии, схемы, документы).
| ||||||||||
Корреспонденция («передача»)
| Новая проблемная ситуация В составе обзорных программ (Вести недели) Отдельно – чаще в формате спецпроекта (Специальный репортаж. Москва 24) | Всесторонний анализ, четкая и подробная аргументация | Поставить проблему и сориентировать читателя. | Корреспондент может быть в студии, в кадре, может быть представлен в закадровом варианте. | Объемный сюжет. Постановка проблемы или заявка тему в начале, основная часть – аргументация журналиста, вывод – подведение итога размышлений+ прогноз. | Логика, четкость в аргументации, использование образных приемов оценки (видео, авторский текст – метафоризация, сравнения, эпитеты). | Изменить сложившееся представление о событии | Автор всегда от 1-го лица. Оценка подчеркнуто субъективная, одна из многих. | 1-2 колонки на полосе. Комментарийный повод; детализация (причины, следствия, проявления); сопоставление мнений; краткий вывод (комментарии излишни). | |||||||
Обозрение
| Новая общественная тенденция на основе неожиданного сопоставления известных фактов
Вести недели (Россия 1) Международное обозрение (Россия 24) | Анализ в форме сопоставления событий для выявления тенденций (порой скрытых, трудно уловимых) | Прогноз развития ситуации. | Журналист в студии – комментатор событий, аналитик. Закадровый текст+видеоряд (с места событий, фотографии, документы). | Объемный сюжет. Заявка темы – общая характеристика тенденции (часто информационный повод+тезис), основная часть – панорама фактов и комментарий к ним, заключение – вывод. Появились обозрения-диалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни. | Больше авторских оценок: прямых и образных, нежели в статье. Однако по-прежнему главный критерий в отборе речевых и визуальных средств – четкость и ясность в изложении аргументации | ||||||||||
Ток-шоу | Актуальная общественная проблема или событие (от политического до бытового). Пусть говорят 60 минут Время покажет Вечер с Владимиром Соловьевым Докток
| Конфликтное сопоставление точек зрения, наличие интриги, размышление+развлечение. Спектакль. | Разоблачение и развлечение | Ведущий – главный герой шоу. Его личность – в центре внимания. | Соединение беседы и шоу – обязательно присутствие зрителей, их эмоциональных реакций | Динамика, эмоции, неожиданные повороты темы (факты или мнения), необязательность выводов. | ||||||||||
|
||||||||||||||||
|