|
|||||
И.А.АКСЕНОВ, В.М.БЕБУТОВ, В.Э.МЕЙЕРХОЛЬД ТАБЛИЦА АМПЛУА (по книге «Амплуа актера». М., 1922. С.6-11.)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Среди сторонников системы амплуа, осознающей ее как собственно театральный способ классификации человеческих типов, были В.Э.Мейерхольд, Н.Н.Евреинов, А.Р.Кугель и др. В 1922 в брошюре И.А.Аксенова, В.М.Бебутова и В.Э.Мейерхольда Амплуа актера актерское амплуа было определено как должность, занимаемая актером «при наличии данных, требуемых для наиболее полного и точного исполнения определенного класса ролей, имеющих установленные сценические функции». Через систему амплуа была показана связь между типологией драматургических сюжетов и актерской типологией. Авторы сделали попытку создать вневременную, «вечную» таблицу из семнадцати пар мужских и женских амплуа, с помощью которых возможно охватить весь корпус драматической литературы от античности до современности И.А.АКСЕНОВ, В.М.БЕБУТОВ, В.Э.МЕЙЕРХОЛЬД ТАБЛИЦА АМПЛУА (по книге «Амплуа актера». М., 1922. С.6-11.) | |||||
Необходимые данные актера | Амплуа | Примеры ролей | Сценические функции | ||
Мужские амплуа | |||||
1-й.Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бедер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу. | 1. ГЕРОЙ | 1-й. Эдип-царь, Карл Моор, Макбет, Леонт, Анжелло, Брут, Ипполит, Лантенак, Дон Гарсиа, Дон Жуан (Пушкин), Борис Годунов. | Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм). | ||
2-й. Допускается малый рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований, чем к первому герою. | 2-й. Эдгар, Лаэрт, Вершинин, Лопахин, Колычев, Шаховской, Форд, Эреньен, Фридрих фон Тельрамунд, Дмитрий Карамазов. | Преодолевание драматических препятствий в плане самоотвержения (логическом). | |||
1-й. Рост не ниже среднего, ноги длинные. Выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (тенор). Отсутствие полноты. Средний рост. | 2. ВЛЮБЛЕННЫЙ | 1-й. Ромео, Молчалин, Альмавива, Калаф. | Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом. | ||
2-й. Меньшая подчеркнутость требований. Допускается ниже средний рост. Отсутствие полноты. | 2-й. Парсифаль, Тихон («Гроза»), Тесман, Карандышев, Освальд, Треплев, царь Федор, Алеша Карамазов. | Преодолевание любовных препятствий в плане этическом. | |||
1-й. Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия). | 3. ПРОКАЗНИК (ЗАТЕЙНИК) | 1-й. Хлестаков, Петрушка, Пульчинелла, Арлекин, Яша–лакей, Пенч, Бенедикт, Грациозо, Стенсгор, Глумов. | Игра негубительными препятствиями, им же самим созданными. | ||
2-й. Допустима большая полнота. Возможны неблагополучия в пропорциях. Требования мимикрии повышены. Неожиданность тембра голоса приемлема. | 2-й. Епиходов, Санчо Панса, Ламме Гоодзак, Тартарен, Фирс, Чебутыкин, Аркашка, Нахлебник, Вафля, Лепорелло, Сганарель, Расплюев, Пеникулус. | Игра препятствиями, не им созданными. | |||
Обладание манерой «преувеличенной пародии» (гротеск). Данные для эквилибристики и акробатики. | 4. КЛОУН, ШУТ, ДУРАК, ЭКСЦЕНТРИК. | Тринкуло, Кларин, оба Гоббо, Могильщики, Шуты, Клоуны и дураки английских и испанских театров. Слуги просцениума. | Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана). | ||
1-й. Голос или низкий (Шпион в «Анжело»), или высокий (Мелот – «Вагнера»). Рост желателен средний. Глаза безразличны. (допустимо косоглазие). Подвижность лицевых мышц и глаз для «игры на два лица». Неблагополучия в пропорциях допустимы. | 5. ЗЛОДЕЙ ИНТРИГАН. | 1-й. Яго, Франц Моор, Сальери, Клавдий, Антоний («Буря» и «Юлий Цезарь»), Эдмунд, Геслер. | Игра губительными препятствиями, им же созданными. | ||
2-й. Меньшая подчеркнутость требований, чем к первому. | 2-й. Василий Шуйский, Смердяков, Шприх, Загорецкий, Розенкранц, Гильденштерн, Казарин. | Игра губительными препятствиями, не им созданными. | |||
Требования приблизительно те же, что и к первому герою. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра и богатый модуляциями. | 6. НЕИЗВЕСТНЫЙ (ИНОЗРИМЫЙ) | Неизвестный («Маскарад» и Дочь моря»), Монте-Кристо, Летучий Голландец, Лоэнгрин, Петруччио, Пер Баст, Граф Траст, Наполеон, Юлий Цезарь, Несчастливцев, Кин, Шут Тантрис. | Концентрация интриги выведением ее в иной личный план. | ||
Требования голоса те же , что для героя. Меньшая подчеркнутость требований физического характера, предъявляемых герою. | 7. НЕПРИКАЯННЫЙ или ОТЩЕПЕНЕЦ (ИНОДУШНЫЙ). | Онегин, Арбенин, Печорин, Ставрогин, Паратов, Кречинский, Принц Гарри, Фламинио, Протасов, Соленый, Гамлет, Жак (Шекспира), Кент, Сехисмундо, Иван Карамазов, Карено. | Концентрация интриги выведением ее в иной внеличный план. | ||
Голос безразличен. Ноги пропорционально длинные. Голос предпочтительно высокий. Владение фальцетом. | 8. ФАТ. | Люцио, Осрик, Моцарт, Меркуцио, Репетилов, Барон. | Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план. | ||
Глубокий бас. Сложение безразлично. | 9. МОРАЛИСТ. | Дюваль-отец, Глостер, Священник («Пир во время чумы»), Иван Шуйский, Клотальдо. | Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали. | ||
Рост и голос за исключением трагических персонажей (Лир, Мельник) безразличен. | 10. ОПЕКУН (ПАНТАЛЕОНЕ). | Шейлок, Скупой рыцарь, Фамусов, Полоний, Арнольф, Лир, Мельник, Риголетто, Трибуле. | Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне его воли. | ||
Фигура и голос безразличны. Рост не должен превышать роста лица, с которым он связан. | 11. ДРУГ (НАПЕРСНИК). | Горацио, Артемида, Банко. | Поддержка, содействие и побуждение того лица драмы, с которым он связан, объяснять свои поступки. | ||
Допустима полнота. Глубокий бас. Умение владеть фальцетом. | 12. ХВАСТЛИВЫЙ (КАПИТАН). | Фальстаф, Боабдил, Скалозуб, воин Плавта. | Осложнение в развитии действия присвоением себе чужих сценических функций (например, героя). | ||
Общих требований нет. | 13. БЛЮСТИТЕЛЬ ПОРЯДКА (СКАРАМУШ). | Клюква, все Помпеи Шекспира, Содержатель публичного дома («Перикл»), Префект Скриба, Плюшкин, Медведев («На дне»). | Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия. | ||
Общих требований нет. | 14. УЧЕНЫЙ (ДОКТОР, МАГ). | Доктора Мольера, Болонья, Б. Шоу, Кругосветлов, Штокман, Дон-Кихот. | Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования. | ||
Общих требований нет. | 15. ВЕСТНИК. | Воин «Антигоны», Конюший «Ипполита», Патриарх («Борис Годунов»), Тень («Гамлет»). | Передача событий, протекающих вне сцены. | ||
Общих требований нет. | 16. ТРАВЕСТИ. | Прачка Сухово-Кобылина (Смерть Тарелкина). | – | ||
Общих требований нет. | 17. СОДЕЙСТВУЮЩИЕ. | Убийцы, Гуляющие, Воины, Придворные, Гости. | Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия. | ||
|
|||||
|