Глава четвёртая
Глава четвёртая
И время пришло им преставиться с миром. И Бога молили они об одном, Чтоб вместе забрал их с житейского пира, Чтоб вместе почили спасительным сном. Ещё схоронить их, в последние дни, В едином гробу завещали они. И гроб тот из камня один на двоих Со стенкой раздельной был сделан для них. Они же, в монашьи облекшись одежды, Не явятся больше такими, как прежде: Блаженный князь Пётр ныне инок Давид. В монашеской келье молитвы творит.
Феврония также теперь инокиня. Оставив суетные мира дела, Ушла в монастырь, нареклась Ефросиньей. И в келье душевный покой обрела. И днями, священному долгу верна, Покров для потира готовит она. На воздухе лик вышивает святой И нитью обводит его золотой. Для церкви пречистой соборной подарок – Тот воздух быть должен, роскошен и ярок. И близок достойному делу конец – Работы монахини славный венец.
Блаженный князь Пётр к ней гонца ближе к ночи Направил. Недолго пробыл тот в пути. «Сестра Ефросинья, душа моя хочет От тела, дождавшись тебя, отойти, – Такую он весть переслал для неё. Она отвечала: «О, сердце моё, О, мой господин, умирать не спеши, Я воздух для церкви мечтаю дошить. И снова Давид к ней гонца посылает. «Я жду, только тело моё умирает, – Передал он ей, – сил уж нету терпеть, Боюсь я принять без тебя свою смерть»!
Она отвечала опять: «Хоть немного Ещё потерпи, скоро воздух дошью». Но снова гонец передал ей в тревоге: «Устал. Богу душу свою отдаю. Хочу умереть. И любя, и скорбя, Один ухожу, не дождавшись тебя». Она прекратила работу тотчас. И знала: пришёл и её смертный час. Одну только ризу дошить не успела, Чтоб выполнить полностью славное дело. Воткнула иглу в золотое шитьё, На том, завершая своё бытиё.
Давиду блаженному весть о кончине, Об их преставленье послала она. И оба молясь и сомненья отринув, отдались объятьям последнего сна. Их души святые оставили плоть, И принял их в горних просторах Господь. Кончался июнь. Двадцать пятый был день, Когда их накрыла смертельная тень. Петра, благоверного князя, решили В черте городской, в одиночной могиле У церкви соборной с почётом укрыть. Иначе они не могли поступить:
Февронию с ним хоронить не посмели. Ведь сказано: иноков в гробе одном, Людей, что святыми родиться сумели, По чину нельзя положить в общий дом. Решили её схоронить на заре Под городом Муромом в монастыре. Отдельные гробы готовы для них. И Муром печален, от горя притих. С Петром благоверным прощается Муром, Грустит о Февронии грустный и хмурый. И в церкви, где Пётр и недвижим, и тих Стоит общий гроб, что один на двоих.
А утром, проснувшись, отдельные гробы Пустыми нашли. Презирая судьбу, Святыми телами покинуты оба. Святые покоятся в общем гробу! Но люди такого стерпеть не смогли И снова тела по гробам разнесли. Не в силах священную тягу признать, Не в силах святых, как при жизни понять. Грозили, метались, мешали супругам, Не зная, что тем не прожить друг без друга. И вновь разлучили почивших святых, И в разных гробах упокоили их.
Но вновь оказались святые едины. В заветном гробу им отныне лежать. Покоятся вместе они и поныне. Никто не посмел разделить их опять. И в Муроме, в центре родимой земли, С телами святыми их гроб погребли У церкви соборной их вечный покой. И с горем своим к ним приходит любой. Кто с верой к их раке мощей припадает, Того их святая любовь исцеляет. И нам из глубин нескончаемых лет Любви их сияет целительный свет! ****************************************** На основании устных легенд XV столетия Ермолай Еразм в 1550-е гг. написал «Повесть о Петре и Февронии» – первое литературное, художественное произведение Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии» возникла в середине ХV века на основе устной легенды. Окончательная литературная обработка повести относится, вероятнее всего, ко времени канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе 1547 г. Ермолай Еразм, современник Ивана Грозного. Очевидно, Ермолай получил распоряжение от Московского митрополита Макария написать житие Муромских святых супругов. «Повесть о Петре и Февронии» стала гимном древнерусской супружеской любви, любимым чтением средневековых русичей. Православный автор показывает, что беды в мир приходят не только от дьявола — носителя зла, но и от корысти, глупости и властолюбия людей. О популярности сочинения Ермолая Еразма говорят сотни его списков XVI-XVII вв.
https://stihi.temadnya.com/1178372314795608611/skazanie-o-petre-i-fevronii/
|