Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Послеклассическое рондо XIX – XX в.в.



Послеклассическое рондо XIX – XX в.в.

Под этим названием объединились сильно различающиеся формы, принадлежащие разным художественным эпохам, вплоть до современности.

1. Рондо романтиков XIX в.

После венских классиков романтики довольно часто использовали форму рондо, особенно Шуман, Лист, Шопен, Вебер, Мендельсон, Брамс, Григ и др.

Основные черты: 1. глубокий, резкий контраст между частями (образный, жанровый);

2. много частей (больше 5);

3. формы частей любые (от простого периода до двойной 3х-частной формы).

/Шуман Новеллетта ор. 21 № 1

/Мендельсон Рондо-капричиозо

2. Рондо русских композиторов XIX в.

Форму рондо (как и вариации) русские композиторы использовали чаще других форм из-за народного происхождения, народных корней.

Основные черты: 1. использование рондо в вокальных произведениях (оперных, хоровых):

/Глинка Рондо Антониды, Рондо Фарлафа;

/Даргомыжский «Свадьба», «Ночной зефир»;

/Бородин «Спесь», «Спящая княжна»; Плач Ярославны.

2. количество частей самое разнообразное (от 5 до 11, в т.ч. «чётное»);

3. внутреннее развитие рондо очень свободное, смелое: пропуск рефрена, при повторениях рефрен может быть сокращён.

Примеры из инструм. музыки:

/Глинка Краковяк и Вальс из оперы «Иван Сусанин»; «Вальс-фантазия».

3. Рондо в ХХ в.

Особенности современного рондо в том, что внутри одного произведения можно встретить признаки разных исторических типов рондо.

/Прокофьев Джульетта-девочка (№ 10) из балета «Ромео и Джульетта»;

/Щедрин «Кадриль» из оперы «Не только любовь».

Рондообразные формы

Форма рондо настолько распространена в музыке разных эпох и народов и настолько глубоки её народные корни, что с течением времени эта форма стала проникать во многие другие формы:

· в простую 3х-частную: ar bрr  ar ;

· в сложную 3х-частную: АR ВR АR :  /Моцарт Соната A-dur, III часть;

· в сонатную форму: рондо-соната;

· в специфические вокальные формы (куплетная, сквозная):

/Даргомыжский «Старый капрал» – многочастная сквозная форма с рефреном;

· в сюиту: /Мусоргский «Картинки с выставки»;

· в оперные сцены:  /Римский-Корсаков.  Опера «Снегурочка»,  Пролог,  сцена Проводы

             масленицы: полирефренное рондо + черты сложной 3х-частной формы, где

             рефрен «Ой, честная масленица, ой», 2 рефрен – «Прощай, прощай, масленица».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.