|
|||
Р о н д о. Старинное куплетное рондоСтр 1 из 2Следующая ⇒ Р о н д о Рондо как жанр – подвижная пьеса жизнерадостного характера с песенно-танцевальной ведущей темой. Рондо (от франц. «круг») восходит к французской хороводной песне по кругу и куплетным возвращением музыки («рефрен» с франц. – «припев»). Рондо как форма – форма, основанная на чередовании неоднократно возвращающейся главной темы (рефрена) с различными эпизодами. Основная схема рондо: А В А С … А. Минимальное число частей – 5, известное максимальное – 17. Рефрен проводится в главной тональности, эпизоды – в подчинённых. Повторяющаяся часть называется «рефрен»; новые части – эпизоды.
С течением времени откристаллизовалось 2 типа рондо: а) рондо народного типа: запев + припев (рефрен), с чётным количеством частей; б) рондо в профессиональной музыке: 1. старинное куплетное рондо (рондо французских клавесинистов); 2. классическое рондо (рондо венских классиков); 3. послеклассическое рондо (XIX – XX в.в.).
Старинное куплетное рондо (рондо французских клавесинистов) Широкое распространение получило в клавесинной музыке XVII – 1й половины XVIII в.в. в творчестве фр. клавесинистов. Характерно сочетание простейшей народной песенно-танцевальной основы с изысканностью стиля рококо (обилие мелизмов, украшений). /Куперен «Жнецы», «Сестра Моника» /Рамо «Курица», «Тамбурин» /Дакен «Кукушка» и др. Основные черты: 1. между частями практически нет контраста (образного, тематического, фактурного, ладотонального); 2. большое количество частей (обычно 7 – 9); 3. рефрен и эпизоды написаны в форме простого периода; 4. при повторении рефрен не варьируется; 5. между частями обычно нет связок и коды. Классическое рондо(рондо венских классиков) Возникло и сформировалось в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена во 2й половине XVIII в., однако используется и в музыке более поздних эпох. Основные черты: 1. яркий контраст между частями (образный, тематический, фактурный, ладотональный); 2. сокращение общего числа частей до 5; 3. части стали масштабнее (простая 2х или 3х-частная форма, реже период); 4. между частями обычно есть связки, что придаёт целеустремлённость, цельность развитию; наличие коды. Рефрен: · тематизм – танцевально-песенного характера; · тональность – главная во всех проведениях; · форма – простая 2х или 3х-частная форма; при повторениях рефрен может быть сокращён или фактурно варьирован. 1й эпизод: · тематизм – неконтрастный муз. материал; · тональность – в другой тональности, например – D; · форма – чаще свободного строения, меньше по протяжённости. 2й эпизод – центральный раздел формы: · тематизм – яркий образно-тематический контраст; · тональность – чаще в тональности S; · форма – простая 2х или 3х-частная форма. Применение классического рондо: 1. в финалах сонат, концертов, реже в других частях сонатного цикла: /Бетховен Соната № 25 (III ч.) /Бетховен Соната № 8 (II ч.) 2. в самостоятельных сочинениях: /Бетховен «Рондо о потерянном гроше» 3. в оперных номерах: /Моцарт Ария Фигаро «Мальчик резвый»
|
|||
|