|
|||
На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Пётр и Павел 2020 Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь как бы напоминает нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. Это были – два непохожих пути к Богу. Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Пётр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И всё-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы. Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины. Там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — это была самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться. Он пропах рыбным запахом; доходы у него были слишком непредсказуемы, - всё зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной. Может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его. Они бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами. Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), - напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия. Происходил из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был Римским гражданином — это была крайне редкая для провинциалов привилегия, которая давала ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора) Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона. Хотя Спаситель и обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками. Так что - Савл был в этом не одинок. А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила,Савл не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике. А самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью». Сторонники этой ереси рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями архидиакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих. Но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь. А что же Симон, Пётр, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему (ещё рыбаку, а не апостолу) заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется. А когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него; всё для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь - даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли это был на самом деле… Пётр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем (а точнее – скалой), на которой Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Пётр, становятся новыми именами Симона. В жизни Павла, как и в жизни Петра - был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось всё — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал. А для Петра таким моментом стало, наоборот, - отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошёл бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Пётр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?». Задал его трижды, чтобы трижды отрекшийся Пётр трижды исповедал свою любовь. А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18). Мученическая смерть была своего рода - условием апостольства. А как - не понимать это Петру, видевшему распятие Учителя? И как - не понимать это Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба они были казнены в Риме в шестидесятые годы от Рождества Христова, - ещё даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета. Аминь.
|
|||
|