Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним.



 

Пётр и Павел 2020

    Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь как бы напоминает нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу.

Это были – два непохожих пути к Богу.

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое.

Пётр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям.

Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов.

И всё-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком.

Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины.

Там проживало немало язычников.

Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам.

Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника.

А рыбак — это была самая простая и непритязательная профессия.

Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться.

Он пропах рыбным запахом;

доходы у него были слишком непредсказуемы, - всё зависело от удачи.

В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной.

Может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его.

Они бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить.

И так стали первыми призванными апостолами.

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), - напротив, был из тогдашней элиты.

Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия.

Происходил из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали.

Одновременно он по рождению был Римским гражданином — это была крайне редкая для провинциалов привилегия, которая давала ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора)

Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила.

Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона.

Хотя Спаситель и обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками.

Так что - Савл был в этом не одинок.

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего.

Выучившись у Гамалиила,Савл  не просто погрузился в толкование Моисеева Закона.

Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике.

А самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью».

Сторонники этой ереси рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона!

Такого Савл снести не мог.

Когда за подобную проповедь побивали камнями архидиакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих.

Но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске.

Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А что же Симон, Пётр, с самого начала бывший учеником Христа?

Он такой же пламенный и нетерпеливый.

Вот Христос приказывает ему (ещё рыбаку, а не апостолу) заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется.

А когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8).

Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту…

Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит:

«Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28).

Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились!

Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него; всё для него свершается здесь и сейчас.

И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16).

А ведь - даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли это был на самом деле…

Пётр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем (а точнее – скалой), на которой Он созиждет Свою Церковь.

Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Пётр, становятся новыми именами Симона.

В жизни Павла, как и в жизни Петра - был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали.

Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4).

С этого момента в его жизни изменилось всё — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, - отречение.

Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил:

«В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34).

Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошёл бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности…

И Пётр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика.

На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним.

И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17).

Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?».

Задал его трижды, чтобы трижды отрекшийся Пётр трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали.

Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти:

«Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18).

Мученическая смерть была своего рода - условием апостольства.

А как - не понимать это Петру, видевшему распятие Учителя?

И как - не понимать это Павлу, который сам прежде мучил христиан!

Оба они были казнены в Риме в шестидесятые годы от Рождества Христова, - ещё даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Аминь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.