|
|||
Программа коррекционного обучения детей с ФФНРСтр 1 из 3Следующая ⇒ Программа коррекционного обучения детей с ФФНР в старшей группе детского сада (авторы — Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1993) Первый период обучения (сентябрь — середина ноября). Фронтальные логопедические занятия по произношению — 2 раза в неделю. Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда — ежедневно (в течение всех периодов обучения). Работа воспитателя по заданию логопеда — ежедневно (в течение всех периодов обучения). На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается: отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков : [а], [о], [у], [и], [э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п']; [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся смазанно из-за нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохранных звуков и таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков; постановкой отсутствующих у ребенка звуков (при возможности — одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям); выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы; различением звуков на слух; дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении. На фронтальных логопедических занятиях: изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от более легких к более сложным по артикуляции звукам; одновременно проводится работа по формированию фонематического восприятия. Дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка четкой артикуляции простых согласных звуков сочетается с формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная позиция звука). Ведется работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После сформированного умения выделять в слогах гласные и согласные звуки можно переходить к анализу и синтезу обратных слогов. Дети учатся образовывать слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]).
|
|||
|