Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел 3. Лексика и фразеология



Раздел 2. Культура речи

 

Тема 2.1 Понятие культуры речи.

Содержание учебного материала

Понятие культуры речи.

Социальные аспекты, качества хорошей речи. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составить диалог, выражающий положительные эмоции.

2. Преобразовать монологическую речь в диалогическую и наоборот.

Тема 2.2. Фонетические единицы языка (фонемы).

Содержание учебного материала

Фонетический разбор. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения.

Логическое ударение.

Фонетические средства речевой выразительности.  

Тема 2.3. Орфоэпические нормы. Варианты русского литературного произношения.

Содержание учебного материала

Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Звуковые законы в русском языке.

Практические занятия:

1. Изучение и закрепление материала по теме «Орфоэпические нормы».

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Написать 10 заимствованных слов, в которых согласные перед буквой Е произносятся твердо, и 10 заимствованных слов, в которых согласные перед буквой Е произносятся мягко.

Раздел 3. Лексика и фразеология

 

Тема 3.1. Слово и его лексическое значение.

Содержание учебного материала

Слово и его лексическое значение.

Лексические единицы русского языка.

Однозначные и многозначные слова.

Синонимы, антонимы, паронимы, градация, антитеза.

Самостоятельная работа обучающихся:

 Составить кроссворд

Тема 3.2. Активный и пассивный состав языка

Содержание учебного материала

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.

Архаизмы, неологизмы, историзмы, иноязычные слова.

Стилистическая оценка историзмов и архаизмов

Самостоятельная работа обучающихся:

• Выписать из книги «Фразеологический словарь» 10 пословиц и поговорок.

Тема 3.3. Русская лексика

с точки зрения происхождения.

Практические занятия:

Русская лексика. Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» - рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка.

Исконно русская лексика. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков.

Самостоятельная работа обучающихся:

Пользуясь словарями, определить значение и происхождение слов, предложенных преподавателем.

Тема 3.4. Русская лексика с точки зрения сферы употребления.

Практические занятия:

   

Русская лексика с точки зрения её происхожденияиупотребления.

Изобразительно - выразительные возможности лексики.

Диалектизмы и их использование в речи.

Употребление профессиональной лексики и

научных терминов.

Самостоятельная работа обучающихся:

Пользуясь словарями русского языка, определить значение, происхождение, сферу употребления, эмоциональную окраску предложенных преподавателем слов.

Тема 3.5. Фразеология.

Содержание учебного материала

Фразеология. Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от слова. Пермские фразеологизмы.

Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.

 Роль фразеологизмов в художественных произведениях. Использование фразеологизмов в произведениях пермских писателей. Афоризмы.

Тема 3.6. Словари русского языка.

Практические занятия

Словари русского языка: толковые, фразеологические, этимологические, словарь устаревших слов русского языка и др.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Самостоятельная работа обучающихся:

Используя различные словари русского языка, определить значение, происхождение, сферу употребления эмоциональную окраску слов, предложенных преподавателем

Раздел 4. Словообразование.

 

Тема 4.1. Способы словообразования.

Практические занятия:

Способы словообразования.

Стилистические возможности словообразования.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Самостоятельная работа обучающихся:

• Словообразовательный разбор слов разных частей речи.

Раздел 5. Части речи.

 

Тема 5.1. Самостоятельные части речи.

Содержание учебного материала

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью. Самостоятельные части речи.

Нормативное употребление форм существительных и прилагательных.

Тема 5.2. Нормы употребления местоимений и числительных.

Практические занятия:

Нормы употребления местоимений и числительных.

Тема 5.3. Трудные случаи употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий.

Практические занятия:

Трудные случаи употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий.

Самостоятельная работа обучающихся:

Выявить ошибки в употреблении форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий в собственных письменных работах и работах других авторов

Тема 5.4. Служебные части речи

Служебные части речи. Ошибки в речи.

Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

Самостоятельная работа обучающихся:

Морфологический разбор служебных частей речи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.