|
|||||
Раздел 3. Лексика и фразеологияРаздел 2. Культура речи | |||||
Тема 2.1 Понятие культуры речи. | Содержание учебного материала | ||||
Понятие культуры речи. Социальные аспекты, качества хорошей речи. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составить диалог, выражающий положительные эмоции. 2. Преобразовать монологическую речь в диалогическую и наоборот. | |||||
Тема 2.2. Фонетические единицы языка (фонемы). | Содержание учебного материала Фонетический разбор. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Фонетические средства речевой выразительности. | ||||
Тема 2.3. Орфоэпические нормы. Варианты русского литературного произношения. | Содержание учебного материала Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Звуковые законы в русском языке. | ||||
Практические занятия: 1. Изучение и закрепление материала по теме «Орфоэпические нормы». | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Написать 10 заимствованных слов, в которых согласные перед буквой Е произносятся твердо, и 10 заимствованных слов, в которых согласные перед буквой Е произносятся мягко. | |||||
Раздел 3. Лексика и фразеология | |||||
Тема 3.1. Слово и его лексическое значение. | Содержание учебного материала | ||||
Слово и его лексическое значение. Лексические единицы русского языка. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, паронимы, градация, антитеза. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить кроссворд | |||||
Тема 3.2. Активный и пассивный состав языка | Содержание учебного материала Основные лексические нормы современного русского литературного языка.Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Архаизмы, неологизмы, историзмы, иноязычные слова. Стилистическая оценка историзмов и архаизмов | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: • Выписать из книги «Фразеологический словарь» 10 пословиц и поговорок. | |||||
Тема 3.3. Русская лексика с точки зрения происхождения. | Практические занятия: | ||||
Русская лексика. Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» - рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка. Исконно русская лексика. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Пользуясь словарями, определить значение и происхождение слов, предложенных преподавателем. | |||||
Тема 3.4. Русская лексика с точки зрения сферы употребления. | Практические занятия: | ||||
Русская лексика с точки зрения её происхожденияиупотребления. Изобразительно - выразительные возможности лексики. Диалектизмы и их использование в речи. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Пользуясь словарями русского языка, определить значение, происхождение, сферу употребления, эмоциональную окраску предложенных преподавателем слов. | |||||
Тема 3.5. Фразеология. | Содержание учебного материала | ||||
Фразеология. Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от слова. Пермские фразеологизмы. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Роль фразеологизмов в художественных произведениях. Использование фразеологизмов в произведениях пермских писателей. Афоризмы. | |||||
Тема 3.6. Словари русского языка. | Практические занятия | ||||
Словари русского языка: толковые, фразеологические, этимологические, словарь устаревших слов русского языка и др. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Используя различные словари русского языка, определить значение, происхождение, сферу употребления эмоциональную окраску слов, предложенных преподавателем | |||||
Раздел 4. Словообразование. | |||||
Тема 4.1. Способы словообразования. | Практические занятия: | ||||
Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: • Словообразовательный разбор слов разных частей речи. | |||||
Раздел 5. Части речи. | |||||
Тема 5.1. Самостоятельные части речи. | Содержание учебного материала | ||||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью. Самостоятельные части речи. Нормативное употребление форм существительных и прилагательных. | |||||
Тема 5.2. Нормы употребления местоимений и числительных. | Практические занятия: | ||||
Нормы употребления местоимений и числительных. | |||||
Тема 5.3. Трудные случаи употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий. | Практические занятия: | ||||
Трудные случаи употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выявить ошибки в употреблении форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий в собственных письменных работах и работах других авторов | |||||
Тема 5.4. Служебные части речи | Служебные части речи. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Морфологический разбор служебных частей речи. | |||||
|
|||||
|