Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрастные цвета



1.1 Контрастные цвета

Контрастные цвета – противодействующие цвета по цветовым качествам, в результате чего, они усиливают друг друга, т.е. взаимодополняют.

Существует 7 типов цветовых контрастов.

1. Контраст по цвету (рис. 1) - одна из наиболее простых схем работы. Как говорится в книге Иттена, «Он выражается во взаимодействии предельной насыщенности чистых цветов. Как белый и чёрный являют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и первичные цвета, жёлтый, синий и красный, наделены свойством наиболее сильного цветового контраста, создающего впечатление простоты, силы и решительности. Интенсивность цветового контраста ослабевает от первичных — к цветам третьего порядка».


Проще говоря, если вы для своей работы выберете сочетания двух (желательно противоположных) цветов, причём в их насыщенной форме, и поставите рядом, у вас получится очень звучный и насыщенный контраст. Но главное знать меру, уметь «приглушать» такие сочетания и правильно распределять массы. Иначе вы рискуете получить очень яркую картинку без акцента на какую-либо деталь.       

Рис.1. Натюрморт. Контраст по цвету

2. Контраст светлого и тёмного (рис. 2) - разница в светлоте ахроматических цветов (чёрный, белый и оттенки серого), а также в светлоте и темноте чистых цветов друг по отношению к другу. Картина, основанная на контрасте светлых и тёмных цветов, обычно выдерживается в 2-3 (реже - 4) основных красках, причём глубина в картине задаётся согласованными по тону структурами различной общей тональности в каждом из планов.

Кажется, данная сочетаемость цветов является самой понятной. Она основана на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета. Светлое пятно будет выделяться в тёмном окружении, как и тёмное пятно будет выделяться на светлом фоне.

Все цвета могут быть осветлены белым или затемнены чёрным. У каждого цвета есть свой тон — это очень легко проверить, просто попробуйте сделать цвета на цветовом круге чёрно-белыми. Но вот здесь и кроется главная проблема. Не все цвета могут планомерно становиться светлыми или тёмными. Некоторые из них, если их начать осветлять или затемнять, начинают терять насыщенность, и это может стать проблемой — особенно в рамках мобильного арта. Лучше всего это решить использованием другого цвета, а не затемнением оригинального — это поможет избежать примешивания в картинку «грязи».

Иттен говорит следующее: «Чистый жёлтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый — пятой, красный — шестой, синий — восьмой, а фиолетовый — десятой. Насыщенный жёлтый цвет является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый — самым тёмным. Так что жёлтый цвет, чтобы совпасть с тёмными тонами серой шкалы, должен приглушаться, начиная уже с четвёртой ступени. Чистые красный и синий цвета расположены более глубоко, на расстоянии всего нескольких ступеней от чёрного и далеко от белого. Каждая примесь чёрного или белого уменьшает их насыщенность».

 

Итак, при создании контраста светлого и темного необходимо учитывать две вещи — контраст цветов и контраст тона этих цветов. И это даёт вам контроль над тем, какую глубину изображению вы хотите задать, и какие элементы хотите выделить или задвинуть.


Рис. 2. Натюрморт. Контраст светлого и темного


3. Контраст холодного и тёплого (рис. 3) - разница в температуре цвета и его оттенков, основанная на визуальном отличии. Разница в холодных и тёплых цветах хорошо представляется на полярных характеристиках: теневой-солнечный, прозрачный-непрозрачный; успокаивающий-возбуждающий; жидкий-густой; воздушный-земной; далёкий-близкий; лёгкий-тяжёлый; влажный-сухой, т.е. включает в себя часть несобственных свойств цвета.

Рис. 3. Натюрморт. Контраст холодного и теплого


4. Контраст дополнительных цветов (рис. 4) - разница в оттенках чистого цвета, находящихся друг напротив друга в цветовом круге (зелёный - красный, жёлтый - фиолетовый, синий - оранжевый и др.). В живописи, основывающейся на контрасте дополнительных цветов, также используют и их смеси в разной пропорции (серые оттенки) для тонального выравнивания общего колористического решения.

Рис 4. Контраст дополнительных цветов

5. Симультанный контраст - явление, при котором при восприятии одного цвета, человеческий глаз требует одновременного появления его дополнительного цвета, а если таковой отсутствует, то глаз человека находит его в соседних нейтральных цветах (порождает его сам). Так жёлтый элемент на сером фоне воспринимается жёлтым в окружении малонасыщенного фиолетового, а серый квадрат на красном фоне выглядит зеленоватым.

6. Контраст по насыщенности (рис. 5) - разница в насыщенности оттенков цвета. Чистый цвет может становиться менее насыщенным разными способами:

- спектральный цвет смешивается с белым;

- спектральный цвет смешивается с чёрным;

- спектральный цвет смешивается с серым;

- спектральный цвет смешивается с дополнительным ему (противоположным по цветовому кругу) спектральным цветом.

Серые оттенки кажутся разнообразными, благодаря соседству с чистыми цветами.


Рис. 5. Контраст по насыщенности

7. Контраст по площади цветовых пятен (рис. 6) - разница в соотношении между цветовыми пятнами. Размер цветового пятна имеет значение. Сила воздействия цвета складывается из 2 характеристик: размера цветового пятна и светлоты цвета, поэтому удобнее их сравнивать на нейтральном сером фоне.

Наиболее гармоничное для восприятия человеком пропорциональное соответствие контрастных цветов:

- жёлтый : фиолетовый = ¼ : ¾;

- оранжевый : синий = ⅓ : ⅔;

- красный : зелёный = ½ : ½.

Рис. 6. Контраст по площади цветовых пятен

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.