|
|||
Формирование ТЛП.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Павловой К, РЛ-16-1. Формирование ТЛП. Задания: ПЗ.Ознакомьтесь с предложенным материалом (см. статью Н.А. Бражкиной) и ответьте на вопрос: каковы основные особенности формирования теоретико-литературных понятий у школьников? 1) Владение теоретико-литературными понятиями является обязательным условием филологического образования; 2) изучение теории литературы не может быть самоцелью, знание теоретико-литературных понятий – инструмент анализа текста; 3) теоретико-литературные понятия должны не навязываться ученику, а выводиться из многократных наблюдений над текстом; 4) усвоение теоретических понятий нуждается в постоянном закреплении, углублении и расширении. Принцип «попутного» изучения теории, когда понятия формируются в связи с чтением и разбором художественных произведений, признан многими учёными как наиболее плодотворный и эффективный. Нельзя рассматривать формирование теоретико-литературных понятий «как нечто самодовлеющее, как особый раздел работы, стоящий рядом с изучением произведений и с развитием речи», нельзя сводить знания по теории литературы к заучиванию определений и выискиванию в тексте различных художественных средств. В. В. Голубков выделяет шесть групп теоретических понятий для 5–7 классов: 1. Литературно-художественное произведение как специфическое средство познания действительности. Писатель как автор произведения. 2. Составные части художественного произведения. 3. Композиция. 4. Язык произведения. 5. Основы стихосложения. 6. Литературные жанры. Курс каждого класса необходимо начинать с наиболее общих понятий, касающихся чаще всего специфики художественного творчества. Этапы работы с понятием. Любое деление на этапы условное, а сам процесс формирования теоретико-литературных понятий непрерывен и сложен. И важно в практической деятельности не упустить основных звеньев цепочки (а их отмечают все методисты): I (подготовительный) этап – наблюдение, II этап – введение понятий, выявление их существенных признаков, III этап – уточнение материала, обобщение понятий, закрепление, IV этап – применение понятий в новых условиях. Существуют следующие проблемы формирования ТЛП у школьников: – о литературном развитии школьников, о воспитании читательской культуры, в более широком смысле – о литературном образовании. Решение: необходимость учета индивидуального характера читательского восприятия. – о формировании приемов умственной деятельности, умений и навыков. Решение: недопустимость излишней логизации и «программирования» процесса формирования умений и навыков, «надо обучать той деятельности, которая позволяла бы им (детям) наиболее эффективным способом овладевать знаниями». В последнее время появляются методические концепции, направленные на отказ от традиционных подходов к формированию теоретико-литературных понятий. «В школьном курсе литературы на первом месте должно стоять освоение духовного богатства, заключенного в литературе. А все литературно-теоретические знания и литературно-практические умения формируются ради освоения этих духовных богатств, накапливаются в процессе их освоения». ИТОГ: 1) Овладение теоретико-литературными понятиями способствует качественному изменению читательского опыта учащихся, помогает выработке критериев оценок художественных произведений. 2) Теория литературы – это средство, а не цель литературного образования. 3) В формировании теоретико-литературных понятий нужно опираться на яркое восприятие и глубокое осмысление конкретных произведений. 4) Изучение этих понятий должно вестись системно, постоянно, последовательно. ЛЗ Ознакомьтесь с предложенным материалом (глава IX «Теория литературы в школьном изучении» из учебника В.Г. Маранцмана по МПЛ) и раскройте последовательность изучения в школе одного из теоретико-литературных понятий. Понятие «композиция». В 5 классе дети рассматривают композицию как повествование (термин «композиция» пока не употребляется). Смежно рассматриваются понятия о сюжете и конфликте, портрете, т.е даются начальные сведения о построении произведения. В 6 классе дети знакомятся с самим понятием «композиция», в котором рассматриваются герои, пейзаж и пр. В 7 классе вводится фигура рассказчика и её роль в построении произведения, следовательно, композиции и сюжете. В 8 классе отдельно развиваются понятия о сюжете и композиции, антитезе как способе построения произведения. В 9 классе понятие начинает рассматриваться как прием личностного художественного творчества, авторское своеобразие, в контексте родов литературы. В 10 классе понятие рассматривается в контексте эстетическом, с точки зрения содержательности художественной формы. Развивается понятия об индивидуальном стиле автора. В 11 классе изучаются тонкости композиции с точки зрения новаторства и традиции, дети полностью владеют данным понятием и самостоятельно апеллируют им. Таким образом, ТЛП поэтапно рассматривают из года в год, постепенно наращивая представление о нём по следующему алгоритму: В 5 классе не дается определение, но даются примерные черты того, что мы подразумеваем под тем или иным определением, уже даются понятия о пейзаже и портрете. В 6 классе дети знакомятся с термином и отожествляют с «примерным изученным». В 7 классе дети знакомятся с фигурами рассказчика и автора. В 8 классе дети имеют достаточное представление о данном понятии. С 9 по 11 классы понятие применяется в изучении авторского индивидуального стиля. В 9 классе с точки зрения родов литературы, в 10 с точки зрения жанров, в 11 классе с точки зрения новаторства и традиции стилей. К/Р Ознакомьтесь с предложенным материалом (см. статью О.И. Царевой) и ответьте на вопросы 3, 4, 5, 7, 8, 12, 16, 10 (после статьи) 3. Чем обусловлено включение в школьный курс элементов истории критики? Чтобы дать четкое представление учащимся, во имя чего взялся критик за создание статьи, чем вызвано ее появление. Нужно не только разъяснить учащимся точку зрения критика, но и объяснить ее, исходя из его общественно-политических и эстетических взглядов. Важно объяснить, что современная критика смотрит на произведение как на классическое наследие прошлого, а критика современников – есть культурный обиход современности автора. Важно, чтобы учащиеся увидели «свет известного убеждения» (Н.Добролюбов), который бросает критика на произведение, поняли, чем руководствовался критик в оценке героев и произведения в целом, так как личностная направленность, мировоззрение, связь с интересами определенных сословий накладывают заметный отпечаток на характер восприятия и интерпретации критиком художественного произведения, оценку творчества писателя в целом. 4. Каковы воспитательные и образовательные задачи изучения литературной критики в школе? В каждой литературно-критической статье анализируются не только проблемы, события, в художественной форме отраженные в произведении, но и явления самой действительности тех лет, споры, дискуссии, шедшие в интеллектуальных кругах и имеющие большое влияние на развитие русской литературы. Знакомство с этими явлениями, проблемами реальной жизни и дискуссионными позициями расширяют представления школьников об эпохе, воссоздают в их сознании картины духовной жизни тогдашнего общества. Это также позволяет углубить восприятие художественного произведения. Противоположные, несогласные мнения дают больше в воспитательном плане, чем усвоение бесспорных, «канонизированных» истин. При привлечении литературно-критического материала неизбежно столкновение оценок, точек зрения. Нередко провоцирует сам критик, иногда поправки в высказанные критиком суждения вносит время 5.Каковы основные недостатки в работе с литературно-критическими статьями? В практике преподавания изучению критики нередко отводится второстепенное место, а сама работа носит проходной характер. Недостаточно внимания уделяется личности критика, текстам критических статей. Нет разнообразия в формах работы: основным видом деятельности учащихся является тезирование или конспектирование. При обращении к критике используются далеко не все возможности для активизации самостоятельной работы учащихся. 7. На каком (каких) этапах изучения художественного произведения целесообразно привлекать литературную критику? Обращение к критике и литературоведческим статьям должно происходить на всех этапах литературного образования: 5–7 классы – включение в уроки фрагментов статей об искусстве; знакомство со стиховедческими работами; 8–11 классы – знакомство с отдельными авторами и их критическими статьями при изучении программных произведений; ознакомление с этапами развития критической мысли и деятельностью критиков. Целесообразно привлекать изучение литературной критики на разных этапах изучения художественного произведения, в первую очередь это зависит от преследуемых целей. Обычно литературная критика изучается на уроках текстуального анализа произведений, либо на специальных уроках. Учителю следует привлекать небольшие статьи или отдельные фрагменты критической статьи для сравнения с уже устоявшейся в науке интерпретацией, тем самым стимулируя раздумья школьников, помогать им сформировать личную позицию. 8. В чем своеобразие использования критики в 5 – 7 классах? Возможности читательского восприятия младших подростков ограничены, у них слабо развиты синтезирующие, обобщающие и оценочные способности. Это затрудняет восприятие и осмысление литературно-критических статей. Роль аналитических приемов на данном этапе литературного развития невелика, большое место, наряду с различными видами чтения, занимают приемы эмоционально-образного постижения текста, активно используются игровые элементы. В 5–7 классах прибегаем к критике не с целью детального изучения содержания статей, а для предварительного знакомства с отдельными авторами, а также для обучения школьников выполнению словесно-творческих работ (словесное рисование и иллюстрирование, описание герба поэта, памятника писателю или герою, пересоздание литературного текста средствами изобразительного искусства). 10. Основные приемы и формы изучения литературной критики. Конспектирование, беседа. Полезно чаще проводить беседы по содержанию литературной критики, стремиться к тому, чтобы учащиеся высказывали свое мнение по поводу отдельных положений критика, чтобы у них возникало желание в некоторых случаях поспорить с критиком, поэтому так важна постановка проблемных вопросов, использование на уроках элементов дискуссий, проведение урока-диспута. 12. Особенности использования литературно-критических статей при рассмотрении обзорных тем и монографических тем. На занятиях по обзорным темам осуществляется введение в критическую мысль эпохи, раскрываются эстетические и нравственно-философские течения в русской литературе и критике, их взаимодействие и борьба концепций. Необходимо назвать литературные журналы, содержащие критику, назвать имена авторов литературно-критических статей. На занятиях по изучению монографической темы в работе над материалами критических статей выделяется два основных этапа. Первый этап — обращение к фрагментам статей, отдельным высказываниям критиков и литературоведов при анализе текста непосредственно (характеристика конфликта, этапов развития сюжета, образов героев, объяснении их поступков, роли отдельной художественной детали или комплекса деталей и т.д.). Второй этап — анализ текста статьи критика. Для этого выдерется специальный урок, на котором проводится чтение и комментирование статьи, начинается составление плана и тезисов. 16. Каковы способы активизации самостоятельной работы школьников при работе с критическими источниками? По заданному плану конспектирование и тезирование, которые со врменем выливаются в самостоятельные навыки (отбирать главное, тезировать, конспектировать, сопоставлять разные точки зрения). Беседы по содержанию с постановкой проблемных вопросов и важностью высказывания мнения учеников, с дискуссиями, уроками-дебатами. Диалог ведется в свободной форме, учащиеся не скованы заранее написанными текстами, используется лишь небольшой цитатный материал из произведений и критических статей. По мере приобретения опыта работы с литературно-критическими статьями повышается роль самостоятельности школьников в подборе материала литературной критики, который бы давал им новые варианты истолкования художественного текста, новые и убедительные доказательства, подтверждающие собственную позицию, материал для полемики. Поэтому так важен для учащихся формируемый учителем литературно-критический тезаурус. Методически правильно поставленная работа с критическими текстам в процессе самостоятельной домашней работы.
|
|||
|