|
|||
Содержание работы с дошкольниками по видам труда детей: дежурство3. Содержание работы с дошкольниками по видам труда детей: дежурство Дежурство - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольника. Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота детей о других. Данная форма организации труда способствует развитию у детей ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к ООД. В условиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности: • способствуют систематичности включения детей в труд; • требуют от ребенка большей самостоятельности; • необходимы знания последовательности и объема работы; • имеют общественную значимость для всего коллектива; • задания даются в обобщенном виде. Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие. Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т.п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, корм для рыб и т.д. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими. Имеет свои особенности и подбор дежурных: • объединение детей по одинаковому отношению к труду; • объединение по принципу «кто с кем хочет» или сидит вместе»; • объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным); • объединение по алфавиту (в подготовительной группе). Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежурных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили). Требования к дежурству: 1. Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью. 2. В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства. 3. В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством. 4. Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня. Отдельные воспитатели практикуют в подготовительной группе дежурство детей на всю неделю с последующим отчетом за работу. 5. В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия. 6. Обязанности дежурных усложняются постепенно. 7. В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом - отдельный дежурный; в старших группах дежурные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно. Начиная с трех лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретной задачи. Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой – разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. Постепенно дети осваивают умение согласовывать свои действия, учатся договариваться, распределять трудовые обязанности. В процессе дежурства младших дошкольников по столовой воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивает старательность ребенка, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому. Количество дежурных равно количеству обслуживаемых столов. Дети младшего дошкольного возраста дежурят только перед завтраком. Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Старшие дошкольники регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. При оценке качества работы дежурных воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу; поощряет желание дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех. Организация дежурства по столовой старших дошкольников несколько иное. Дежурят по столовой двое, распределив между собой обязанности. Варианты назначения дежурных разные: по симпатиям детей; девочка с мальчиком; умеет – не умеет; активный - пассивный; быстрый – медленный и т.д. Дежурство по подготовке к занятиям вводится в средней группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Детям на первых порах следует помогать, напоминать им, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство в уголке природы вводится с начала года в старшей группе. Оно должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность. Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе оформляется стенд, где отмечаются дети-дежурные. Информация должна быть понятна детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.
Конспект ОД «Научим Машу сервировке стола к обеду» Программное содержание: - Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных; - Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на поставленный вопрос; - Закреплять знания о разных видах посуды и ее назначении; - Развивать: моторику пальцев рук, память, восприятие, мышление; - Развивать умение правильно обращаться с посудой; - Формировать навык последовательности сервировки стола к обеду и уборки посуды после еды, - Воспитывать умение правильно сервировать стол к обеду. Слайд 31. Предварительная работа: - Рассматривание посуды во время приема пищи; - Отгадывание и разучивание загадок о посуде; - Игры: «Что в чем» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Какая посуда спряталась?» и др. - Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин» Слайд 32. Оборудование: скатерть, салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, нож), столовая, презентация "Поваренок". посуда (глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, блюдце, хлебница), салфетница, салфетки из ткани для сервировки стола. Методы и приемы: сюрпризный момент, загадывание загадок, дидактические игры: «Четвертый лишний», «Убери со стола» Словарная работа: сервировать, столовые приборы. Слайд 33. Ход ООД: Дети вместе с воспитателем заходят в группу, где уже сидит обиженная Маша и рядом стоит медведь Мишка. - Ребята, а у нас гости. Здравствуйте, Маша и Мишка. Что случилось? Почему вы поссорились? - Мы хотели пообедать, и я решила помочь Мишке накрыть на стол, но ему не понравилось, как я это сделала. - Давайте посмотрим, почему Мишке не понравилось. (Воспитатель обращает внимание на стол). - Ребята, посмотрите Маша, правильно накрыла стол к обеду? (Ответ). - Мишка, не расстраивайся, мы научим Машу правильно накрывать на стол. Наши дети делают это ежедневно. В древние времена человек не задумывался над тем, как съесть добытую пищу. Ему вполне хватало собственных рук, раньше столовых приборов не существовало. Время шло, менялся человек, менялись понятия о еде, расширялись разновидности блюд и это потребовало их появление. В странах Восточной Азии для приема пищи стали употреблять палочки из бамбука или кости, в странах с европейским укладом другие столовые приборы - ложка, вилка ,нож, тарелка. Следом последовали правила пользования этими приборами. Появились правила, которые рассказывали, как правильно раскладывать и расставлять посуду на столе которое стали называть «сервировка стола». Эти правила, наши дети уже знают и научат Машу. - Маша, послушай стихотворение: «Для чего нужна посуда?» Если б не было посуды, Нам пришлось бы очень худо. Мы бы тут же из людей Превратились в дикарей: Брали мясо бы руками, Разгрызали бы зубами, Пили воду бы в реке Или в грязном ручейке. К счастью, помогает всюду Нам различная посуда: На нее еду кладут, Из нее едят и пьют. Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты… В ней готовят сотни блюд- Варят, жарят и пекут. - Сейчас, Маша, ребята тебе покажут, как правильно сервировать стол к обеду. 1ребенок - Стелим скатерть, поверх нее раскладываем салфетки под каждого ребенка, чтобы стол оставался чистым. (Дети выполняют действия по мере необходимости). 2ребенок – Ставим на стол салфетницу с салфетками для рта и рук. 3ребенок – В центре на салфетку поставим блюдце для хлеба или хлебницу. 4ребенок – Вокруг блюдца или хлебницы поставим маленькие блюдца: ручки чашек смотрят вправо, на них чайные ложки для компота, если в компоте есть сухофрукты - положим на блюдце чайную ложку для того, чтобы их есть. Слайд 34. Воспитатель – Маша, отгадай загадку: Для нас она необходима, Ведь пищу из нее едим мы. Глубокая и мелкая Зовут ее ….(тарелкою). Правильно, Маша, теперь мы поставим на салфетку тарелку для первого (супа, борща, щей, ухи). Мишка – Отгадайте, ребята, загадку: Сел за стол я и копаю Маленькой лопаткою. Инструмент я окунаю В борщ, повидло сладкое. Что лопатка зачерпнет, Отправляю прямо в рот: Кашу, торт, бульон, окрошку… Знают все, что это… (ложка). С какой стороны от тарелки мы положим ложку? (справой стороны от тарелки). Слайд 35. Воспитатель – Еще загадка: У нее зубцы стальные Длинные и острые Ею подцеплять куски Очень даже просто ...(вилка). С какой стороны от тарелки мы положим вилку? (с левой стороны, вверх зубчиками). Маша – А я тоже знаю загадку, отгадайте ее: Он из стали, и прекрасно Режет овощи и мясо Только лезвие не трожь. Ну, конечно, это… (нож). Я хочу узнать, где нужно положить нож? (нож кладем справа, лезвием к тарелке, перед ложкой). Для чего нужен вилка и нож? (Вилка и нож нужны, когда мы едим продукты и блюда, кусочки от которых трудно отделить только при помощи вилки. Тогда вилкой мы придерживаем продукт, а ножом отрезаем небольшой кусочек). Воспитатель – Вот мы и накрыли на стол. Что мы должны пожелать сидящим за столом? Правильно, мы пожелаем им «Приятного аппетита». Маша, мы надеемся, ты запомнила, как правильно сервировать стол к обеду и станешь хорошей помощницей для Мишки. Физкультминутка. Вот большой стеклянный чайник (дети надули животик), Очень важный, как начальник (одну руку поставили на пояс, другую изогнули), Вот фарфоровые чашки (присели, одну руку поставили на пояс), Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца (кружатся, «рисуя» руками круг), Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки (потянулись, сомкнули руки над головой), Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос (встали, вытянулись), Он посуду нам принес. Н. Нищева. Воспитатель – Все дети пообедали. Теперь нужно убрать со стола. Дидактическая игра: «Убери со стола» (Все действия производятся в обратной последовательности). Молодцы, ребята, вы правильно справились с условием игры. Мишка, Маша поиграйте с нами в игру: Д/И: "Что мы едим?" на презентации ("Поваренок) (выделите лишнее слово и объясните свой выбор). Воспитатель – Наши дети каждый день накрывают на стол и как они это делают сейчас вам расскажут: Слайд 36. Мы дежурные сегодня. Станем быстро помогать, Аккуратно и красиво Все столы сервировать. Что сначала нужно сделать? Будем руки чисто мыть. Потом фартуки наденем, Начнем скатерти стелить. Мы салфетницы поставим, А на самый центр стола – Хлеб душистый, свежий, вкусный. Хлеб всему ведь «голова». Вокруг хлебниц хороводом Блюдца с чашками стоят. Ручки чашек смотрят вправо, В блюдцах ложечки лежат. Мы тарелки всем поставим, Вилки, ложки и ножи. Не спеши, как класть подумай, А потом уж разложи. От тарелки справа нож, Ложка рядышком лежит. Нож от ложки отвернулся, На тарелочку глядит. Ну а слева от тарелки Нужно вилку положить. Когда станем, есть второе, Будет с вилкой нож дружить. Маша – Спасибо вам, ребята, я запомнила, как нужно сервировать стол к обеду и теперь не буду огорчать Мишку, а чтобы закрепить правила выучу это стихотворение. А нам пора домой. До свидания. Воспитатель – Чему мы сегодня научили Машу и сами повторили. (Ответы детей).
|
|||
|