![]()
|
|||||||||
Особенности сенситивного развития (наиболее благоприятный для формирования)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Бузикова Е.В. (Фитнес – Гимнастика) № п/п |
Особенности сенситивного развития (наиболее благоприятный для формирования) (с точки зрения физиологии, психологии и т.д.) |
Наиболее благоприятный возраст (с учетом пола) |
Физические способности (см. раздел «Воспитание физических способностей) | ||||||
Период второго детства | Средний школьный возраст (подростковый) | Старший школьный возраст (юношеский) | |||||||
7-8 – 11 лет | 8 – 12 лет | 12-15 лет | 13-16 лет | С 16 лет | С 17 лет | ||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | ||||
1. | Относительно равномерное развитие ОДА, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Длина тела увеличивается в большей мере, чем его масса. Суставы очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Мышцы имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. Крупные мышцы развиты больше, чем мелкие. Почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждении. К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д. По возможности лучше исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания)
Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи.
| Интенсивный рост и увеличение размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6 кг. Наиболее интенсивный темп роста: у мальчиков в 13 –14 дет (длина тела может прибавится за год на 7– 9 см); у девочек в 11 – 12 лет, в среднем на 7 см. Быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки ускорят процесс окостенения и могут замедлять рост трубчатых костей в длину. Быстрыми темпами развивается мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, за счет увеличения толщины мышечных волокон Мышечная масса интенсивно нарастает: у мальчиков: 13 –14 лет, у девочек: 11 – 12 лет. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиков. Адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 дет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Достаточно высокие темпы улучшения отдельных координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. При выборе средств и методов необходимо в большей мере учитывать половые особенности учащихся. Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.
| Продолжается процесс роста и развития. Одновременно завершается половое созревание. Четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают max. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5— 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, в длину замедляется. Особенно у юношей, интенсивно развивается грудная клетка. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц. Сердце юношей на 10 – 15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6 – 8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее. Заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. Повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. У девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании. | 9 -10 лет увеличение пассивной гибкости 10-14 лет увеличение активной гибкости 15-20 лет, уменьшение амплитуды движений | ГИБКОСТЬ (у девушек на 20 – 30% выше чем у юношей) | ||||
2. | У мальчиков и юношей: от 13 - 14 до 17- 18 лет, У девочек и девушек — от 11 – 12 до 15 –16 лет, соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10 - 11 годам – примерно 23%, к 14-15 годам — 33%, а к 17-18 годам — 45%). Возрастание относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. При развитии силы учитывать морфофункциональные возможности растущего организма. | СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ | |||||||
3. | Как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и max частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специатьно тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет. | СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ | |||||||
4. | Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). | ВЫНОСЛИВОСТЬ | |||||||
5. | Наиболее интенсивные показатели разных координационных способностей нарастают с 7-9 и с 9 до 11-12 лет. У мальчиков наиболее эффективно целенаправленному развитию поддается способность выполнять движения сложной координации в 10-11 и 14-15 лет, у девочек координационные способности эффективно развиваются с 11 до 13 лет. | КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ Координационные способности развиваются на протяжении всего школьного возраста. Это обусловлено завершением биологического развития сенсомоторных нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|