Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности сенситивного развития (наиболее благоприятный для формирования)



 

Бузикова Е.В. (Фитнес – Гимнастика)

№ п/п

Особенности сенситивного развития (наиболее благоприятный для формирования)

(с точки зрения физиологии, психологии и т.д.)

Наиболее благоприятный возраст

(с учетом пола)

Физические способности

(см. раздел «Воспитание физических способностей)

Период второго детства

Средний школьный возраст (подростковый)

Старший школьный возраст (юношеский)

7-8 – 11 лет 8 – 12 лет 12-15 лет 13-16 лет С 16 лет С 17 лет
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
1.

Относительно равномерное развитие ОДА, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Длина тела увеличивается в большей мере, чем его масса.

Суставы очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет.

Мышцы имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. Крупные мышцы развиты больше, чем мелкие.

Почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждении.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого.

В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

По возможности лучше исключить значительные статические напряжения и упражнения,

связанные с натуживанием (задержка дыхания)

 

Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры.

Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи.

 

Интенсивный рост и увеличение размеров тела.

Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см за счет удлинения ног.

Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6 кг.

Наиболее интенсивный темп роста:

у мальчиков в 13 –14 дет (длина тела может прибавится за год на 7– 9 см);

у девочек в 11 – 12 лет, в среднем на 7 см.

Быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков.

Позвоночный столб очень подвижен.

Чрезмерные мышечные нагрузки ускорят процесс окостенения и могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

Быстрыми темпами развивается мышечная система.

С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, за счет увеличения толщины мышечных волокон

Мышечная масса интенсивно нарастает:

у мальчиков: 13 –14 лет,

у девочек: 11 – 12 лет.

Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиков.

Адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 дет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.

Достаточно высокие темпы улучшения отдельных координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость.

При выборе средств и методов необходимо в большей мере учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

 

Продолжается процесс роста и развития.

Одновременно завершается половое созревание. Четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма.

В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают max.

Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела.

Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5— 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек.

Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, в длину замедляется. Особенно

у юношей, интенсивно развивается грудная клетка. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки.

Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте

отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела.

В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.

Сердце юношей на 10 – 15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6 – 8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее.

Заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности.

Повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления.

У девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

9 -10 лет увеличение пассивной гибкости 10-14 лет увеличение активной гибкости 15-20 лет, уменьшение амплитуды движений   ГИБКОСТЬ (у девушек на 20 – 30% выше чем у юношей)  
2. У мальчиков и юношей: от 13 - 14 до 17- 18 лет, У девочек и девушек — от 11 – 12 до 15 –16 лет, соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10 - 11 годам – примерно 23%, к 14-15 годам — 33%, а к 17-18 годам — 45%). Возрастание относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. При развитии силы учитывать морфофункциональные возможности растущего организма. СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ
3. Как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и max частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специатьно тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет. СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ
4. Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). ВЫНОСЛИВОСТЬ
5. Наиболее интенсивные показатели разных координационных способностей нарастают с 7-9 и с 9 до 11-12 лет. У мальчиков наиболее эффективно целенаправленному развитию поддается способность выполнять движения сложной координации в 10-11 и 14-15 лет, у девочек координационные способности эффективно развиваются с 11 до 13 лет.   КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ Координационные способности развиваются на протяжении всего школьного возраста. Это обусловлено завершением биологического развития сенсомоторных нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.