![]()
|
|||||||||
Пояснительная запискаСтр 1 из 4Следующая ⇒
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «КОЛЛЕДЖ ЦИФРОВЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Сквозь года звенит Победа» 4 класс
Тюмень, 2019-2020 Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В Федеральном государственном образовательном Стандарте начального общего образования внеурочная деятельность трактуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Особое внимание в начальной школе уделяется духовно-нравственному воспитанию, так как его содержание определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, приобретая определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Ценности, лежащие в основе современной государственной политики, которые «выстраданы и выверены за века» отечественной истории, без которых «мы не можем представить себе нашу страну», были обозначены в Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. В. В. Путин назвал важнейшие из них, в том числе - патриотизм. Патриотизм не просто формируется, он воспитывается с малых лет. «Система образования в прямом смысле слова образует личность, определяет сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации» — подчеркивает Президент Российской Федерации, В. В. Путин. Развитие патриотизма в общеобразовательной школе обеспечивает именно духовно-нравственное воспитание обучающихся. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, патриотизм определяется как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом и включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, то есть край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, а также активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. Таким образом, целью патриотического воспитания в школе является обеспечение развития патриотизма у ребенка. А эффективность формирования патриотических чувств в образовательном процессе во многом определяется профессионализмом и личностью учителя, так как именно он способствует воспитанию в сознании ученика социально-значимых патриотических ценностей, одной из которых является историческая память о Великой Отечественной войне. Это не только представления о героических событиях отечественной истории, о подвигах, патриотизме и достижениях страны, но и ценностные ориентиры, способствующие формированию и укреплению патриотизма и гражданского самосознания. А память о войне, которая определила не только будущее нашей страны, но и всего мира, связана с историей каждой семьи. Поэтому большое внимание в России уделяется сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне. «В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановляю провести в 2020 году в России Год памяти и славы», - говорится в указе Президента Российской Федерации от 08.07.2019. Героические подвиги Великих людей навсегда вписаны в историю нашей страны. В честь героев Великой Отечественной войны названы улицы, проспекты и площади всех городов нашей страны, высшей степенью отличия удостоены Города- Герои, мужественно оборонявшиеся в эти страшные годы. Важно показать детям пример наших предков, то, что стало для многих образом жизни: самопожертвование, мужество, стойкость духа и любовь к Родине, что нужно брать пример с предков- героев, чтобы для их потомков Победа в Великой Отечественной войне имела гораздо большее значение, чем просто исторический факт. Год памяти и славы дает возможность не только заполнить пробелы в знании истории страны, но и осуществить взаимодействие нескольких поколений людей, используя современные интерактивные форматы и технологии, заинтересовать и побудить младших школьников к изучению исторического прошлого, к исследованию вклада своих предков в Великую Победу. Согласно Программе «Сквозь года звенит Победа», на основе уже имеющихся знаний, полученных на уроках окружающего мира, будет происходить расширение представлений обучающихся о ценностях многонационального российского общества, о героическом прошлом своего народа, о памятных местах и датах Российской истории, о важнейших событиях и личностях Великой Отечественной войны, о вкладе своих предков и земляков в Победу. Ведь каждый человек, куда бы он не отправился, невидимой нитью связан с тем местом, где он родился и вырос. Осознание малой Родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. Именно поэтому в Программе внеурочной деятельности «Сквозь года звенит Победа» значительное место уделяется изучению истории и личностей родного края. По ходу изучения курса, обучающиеся будут вести дневник «Памяти и славы», который станет показателем успешного усвоения программы детьми. Данная Программа составлена на основе требований ФГОС НОО и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников. Главными ее особенностями являются: гуманное отношение учителя к обучающимся, непрерывное взаимодействие с ними; связь школы с семьей; приобщение обучающихся начальных классов к истории своей страны, Родины и семьи. Предусмотренные Программой занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего Программа рассчитана на 17 академических часов. Программа составлена на основе: 1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373) в редакции 31.12.2015. 3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009.
На основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основными принципами программы стали: - принцип нравственного примера педагога; - принцип гуманистической направленности; - принцип социально-педагогического партнёрства; - принцип индивидуально-личностного развития; - принцип системности; - принцип учета возрастных особенностей; - принцип доступности и наглядности; - принцип добровольности.
Целью Программы является расширение представлений о героическом прошлом своего народа, о памятных датах Российской истории, о важнейших событиях и личностях Великой Отечественной войны, о вкладе своих предков и земляков в Победу. Задачи: - повышать интерес к истории государства, героическим деяниям через знакомство с событиями прошлого и боевыми наградами; - познакомить с городами-героями времен войны, раскрыть мужество и жертвы их жителей ради общей Победы; - определить важнейшие праздники и их значение для нашего государства в настоящее время; - сформировать представление о подвигах самых маленьких защитников Родины; - познакомить с земляками, чьи имена носят улицы родного города Тюмени; - воспитывать чувство уважения и гордости за своих близких, принимавших участие в Великой Отечественной войне; - развивать желание добыть всевозможную информацию о своих предках-героях войны; - ознакомить с творчеством военных лет; - раскрыть смысл награды как символа признания государством заслуг человека; - продолжить воспитание в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории. Предполагаемые результаты реализации программы: Обучающиеся будут иметь представление: - об историческом прошлом России в годы Великой Отечественной войны; - о значимости 75 годовщины Великой Победы для каждого гражданина Российской Федерации; - о значении подвигов жителей городов-героев Великой Отечественной войны; - о датах памяти в России, связанных с событиями Великой Отечественной войны; - о причастии своих родственников к Победе в Великой Отечественной войне; - о произведениях искусства времен Великой Отечественной войны.
Личностные УУД: - Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям; - признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; - гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности; - уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей; - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика и гражданина; - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - устойчивый познавательный интерес. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора. Познавательные УУД: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач; - овладение навыком смыслового чтения; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - способность работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - способность использовать информационно-коммуникационные технологии. Формы организации внеурочной деятельности: 1. классные часы; 2. исследовательские проекты; 3. конкурсы; 4. конференции; 5. экскурсии; 6. тематические встречи с приглашенными гостями; 7. выставки. Материально-техническое обеспечение: 1. оптимальные условия и площадки для проведения различных мероприятий; 2. материалы для оформления и творчества детей; 3. наличие канцелярских принадлежностей; 4. аудиоматериалы и видеотехника; 5. компьютер; 6. проектор; 7. экран; 8. автотранспорт для перевозки детей.
|
|||||||||
|