Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пояснительная записка



 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОЛЛЕДЖ ЦИФРОВЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Сквозь года звенит Победа»

4 класс

 

 

Автор программы: студент 3 курса группы 17-09 Специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Малетина Мария Александровна  

 

Тюмень, 2019-2020

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

В Федеральном государственном образовательном Стандарте начального общего образования внеурочная деятельность трактуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Особое внимание в начальной школе уделяется духовно-нравственному воспитанию, так как его содержание определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, приобретая определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Ценности, лежащие в основе современной государственной политики, которые «выстраданы и выверены за века» отечественной истории, без которых «мы не можем представить себе нашу страну», были обозначены в Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. В. В. Путин назвал важнейшие из них, в том числе - патриотизм.

Патриотизм не просто формируется, он воспитывается с малых лет. «Система образования в прямом смысле слова образует личность, определяет сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации» — подчеркивает Президент Российской Федерации, В. В. Путин. Развитие патриотизма в общеобразовательной школе обеспечивает именно духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, патриотизм определяется как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом и включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, то есть край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, а также активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Таким образом, целью патриотического воспитания в школе является обеспечение развития патриотизма у ребенка. А эффективность формирования патриотических чувств в образовательном процессе во многом определяется профессионализмом и личностью учителя, так как именно он способствует воспитанию в сознании ученика социально-значимых патриотических ценностей, одной из которых является историческая память о Великой Отечественной войне. Это не только представления о героических событиях отечественной истории, о подвигах, патриотизме и достижениях страны, но и ценностные ориентиры, способствующие формированию и укреплению патриотизма и гражданского самосознания. А память о войне, которая определила не только будущее нашей страны, но и всего мира, связана с историей каждой семьи. Поэтому большое внимание в России уделяется сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне.

«В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановляю провести в 2020 году в России Год памяти и славы», - говорится в указе Президента Российской Федерации от 08.07.2019.

Героические подвиги Великих людей навсегда вписаны в историю нашей страны. В честь героев Великой Отечественной войны названы улицы, проспекты и площади всех городов нашей страны, высшей степенью отличия удостоены Города- Герои, мужественно оборонявшиеся в эти страшные годы. Важно показать детям пример наших предков, то, что стало для многих образом жизни: самопожертвование, мужество, стойкость духа и любовь к Родине, что нужно брать пример с предков- героев, чтобы для их потомков Победа в Великой Отечественной войне имела гораздо большее значение, чем просто исторический факт.

Год памяти и славы дает возможность не только заполнить пробелы в знании истории страны, но и осуществить взаимодействие нескольких поколений людей, используя современные интерактивные форматы и технологии, заинтересовать и побудить младших школьников к изучению исторического прошлого, к исследованию вклада своих предков в Великую Победу.

Согласно Программе «Сквозь года звенит Победа», на основе уже имеющихся знаний, полученных на уроках окружающего мира, будет происходить расширение представлений обучающихся о ценностях многонационального российского общества, о героическом прошлом своего народа, о памятных местах и датах Российской истории, о важнейших событиях и личностях Великой Отечественной войны, о вкладе своих предков и земляков в Победу. Ведь каждый человек, куда бы он не отправился, невидимой нитью связан с тем местом, где он родился и вырос. Осознание малой Родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. Именно поэтому в Программе внеурочной деятельности «Сквозь года звенит Победа» значительное место уделяется изучению истории и личностей родного края. По ходу изучения курса, обучающиеся будут вести дневник «Памяти и славы», который станет показателем успешного усвоения программы детьми.

Данная Программа составлена на основе требований ФГОС НОО и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников. Главными ее особенностями являются: гуманное отношение учителя к обучающимся, непрерывное взаимодействие с ними; связь школы с семьей; приобщение обучающихся начальных классов к истории своей страны, Родины и семьи.

Предусмотренные Программой занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего Программа рассчитана на 17 академических часов.

Программа составлена на основе:

1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373) в редакции 31.12.2015.

3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009.

 

На основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основными принципами программы стали:

- принцип нравственного примера педагога;

- принцип гуманистической направленности;

- принцип социально-педагогического партнёрства;

- принцип индивидуально-личностного развития;

- принцип системности;

- принцип учета возрастных особенностей;

- принцип доступности и наглядности;

- принцип добровольности.

 

Целью Программы является расширение представлений о героическом прошлом своего народа, о памятных датах Российской истории, о важнейших событиях и личностях Великой Отечественной войны, о вкладе своих предков и земляков в Победу.

Задачи:

- повышать интерес к истории государства, героическим деяниям через знакомство с событиями прошлого и боевыми наградами;

- познакомить с городами-героями времен войны, раскрыть мужество и жертвы их жителей ради общей Победы;

- определить важнейшие праздники и их значение для нашего государства в настоящее время;

- сформировать представление о подвигах самых маленьких защитников Родины;

- познакомить с земляками, чьи имена носят улицы родного города Тюмени;

- воспитывать чувство уважения и гордости за своих близких, принимавших участие в Великой Отечественной войне;

- развивать желание добыть всевозможную информацию о своих предках-героях войны;

- ознакомить с творчеством военных лет;

- раскрыть смысл награды как символа признания государством заслуг человека;

- продолжить воспитание в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Обучающиеся будут иметь представление:

- об историческом прошлом России в годы Великой Отечественной войны;

- о значимости 75 годовщины Великой Победы для каждого гражданина Российской Федерации;

- о значении подвигов жителей городов-героев Великой Отечественной войны;

- о датах памяти в России, связанных с событиями Великой Отечественной войны;

- о причастии своих родственников к Победе в Великой Отечественной войне;

- о произведениях искусства времен Великой Отечественной войны.

 

Личностные УУД:

- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям;

- признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;

- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей;

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика и гражданина;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- устойчивый познавательный интерес.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

- овладение навыком смыслового чтения;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- способность работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- способность использовать информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации внеурочной деятельности:

1. классные часы;

2. исследовательские проекты;

3. конкурсы;

4. конференции;

5. экскурсии;

6. тематические встречи с приглашенными гостями;

7. выставки.

Материально-техническое обеспечение:

1. оптимальные условия и площадки для проведения различных мероприятий;

2. материалы для оформления и творчества детей;

3. наличие канцелярских принадлежностей;

4. аудиоматериалы и видеотехника;

5. компьютер;

6. проектор;

7. экран;

8. автотранспорт для перевозки детей.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.