Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Консультация для педагогов ДОУ



                     Консультация для педагогов ДОУ

тема:

«Технология ТРИЗ,

как средство

развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

                 

 

 

                                                           Подготовила воспитатель: Дубровина М.В.

 

 

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие педагоги убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?

Основная концепция методики:

Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику. Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить, и решать проблему. Есть много методов у данной технологии - это и метод фокальных объектов, метод морфологической таблицы и работа над развитием словотворчества, метод маленьких человечков.Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Отличие от стандартных подходов в обучении:

Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя. Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

Практическое применение в детском саду:

Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей.

Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ, где дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.

Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие, «тайну двойного». Воспитательдолжен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать. Авторы исходят из того, что именно умение разрешать эти противоречия — ключ к развитию творческого мышления.

В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций.

Характерная особенность современной методики математического развития – это применение технологий, эффективно развивающих интеллектуальные и творческие способности ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности нестандартно мыслить, видеть и открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. ТРИЗ позволяет детям в игровой форме развивать с одной стороны такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковую активность, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.

В целях математическогоразвитиядетей рекомендуется проводить ТРИЗ - игры такие как:

Младший возраст:

«Много – мало» (Формировать понимание относительности количества).

«Фигуры» (Учить детей определять главную функцию предмета, закреплять знания о геометрических фигурах, ориентацию в пространстве).

«Где живёт?» (Учить детей выявлять надсистемные связи, развивать речь, мышление).

«Волшебная верёвочка» (Учить измерять и сравнивать величины с помощью условной мерки, развивать внимание, память, мышление).

Средний возраст:

«Что умеет делать?» (Учить называть действия предметов, развивать умение,развивать арифметические действия, логическое мышление).

«Чем был - чем стал?» (Учить детей видеть изменения в количестве, упражнять в правильном назывании цифр числового ряда).

«Раньше - позже» (Учить устанавливать причинно – следственные связи, умение видеть предмет или явление в прошлом, настоящем).

«Волшебный светофор» (Учить выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, речь).

«Теремок» (Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах).

Старший возраст:

«Чем был - чем стал?» (Учить детей определять линии развития объекта,развивать логическое мышление, речь).

«Раньше - позже» (Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия сегодня, завтра, вчера, развивать речь, память).

«Волшебный светофор» (Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения).

«Теремок» (Отмечать похожесть и различия объектов. Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах).

Описание игр:

При ознакомлении с понятиями «много» - «мало»:

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей в огороде…

При уточнении понятия относительности размера:

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда стоит рядом кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.

При уточнении понятия «цена», «стоимость»:

В: Раньше было дорогим для тебя, а стало бесценным.

Д: Был маленьким хорошим ребенком, его все любили, он был дорог, вырос, стал нехорошим человеком, его перестали любить; игрушка подаренная, а потом надоевшая или сломавшаяся.

При ознакомлении с геометрическими фигурами:

На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм.

Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).

При закреплении геометрических форм:

В: Поиграем в игру. Я показываю геометрическую фигуру, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник.

Д: Стол, окно, коробка из-под карандашей…

В: А у стола что прямоугольное?

Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…

«Где живёт?»

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.

В: Где живет цифра 3?

Д: В днях недели, в месяцах года.

В: Где живет цифра 5?

Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.

«Волшебная верёвочка» (при обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки):

В: Как можно использовать веревочку?

Д: Ей можно измерить все.

В: Например?

Д: Комнату, высоту дома, свой рост.

«Что умеет делать?»

В: Что может цифра «4»?

Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой.

В: Что может треугольник?

Д: Находиться в другом объекте,например: треугольные часы.

В: Что может знак «+»?

Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.

«Чем был - чем стал?»

В: Было числом 4, а стало числом 5.

Д: 4+1=5

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

Д: 1

В: Было число 5, а стало3. Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

Д: 5-2=3

«Раньше-позже»:

В: Какая часть суток сейчас?

Д: День.

В: А что было раньше?

Д: Утро.

В: А раньше?

Д: Ночь.

В: А еще раньше?

При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»

В: Какой сегодня день недели?

Д: Вторник.

В: А какой день недели был вчера?

Д: Понедельник.

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра…

«Волшебный светофор»:

В: Цифра 5. Поднимает желтый кружок.

Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать.

В: Цифра 5 служит единицей измерения. Поднимает красный кружок.

Д: Число 5 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах.

В: Цифра 5 действительно живет в современной арифметике. Поднимает зеленый кружок.

Д: дети составляют число 5 (1+1+1+1+1; 2+1+2; 3+2).

«Теремок» (при закреплении геометрических фигур):

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.

В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.

Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.

Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.

В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).

Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Примечание: В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Работу можно строить по цепочке, тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно усложнять. Могут браться объекты разнообразных форм, и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.

Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.