|
|||
Консультация для педагогов ДОУСтр 1 из 2Следующая ⇒ Консультация для педагогов ДОУ тема: «Технология ТРИЗ, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель: Дубровина М.В.
"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие педагоги убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду? Основная концепция методики: Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику. Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить, и решать проблему. Есть много методов у данной технологии - это и метод фокальных объектов, метод морфологической таблицы и работа над развитием словотворчества, метод маленьких человечков.Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. Отличие от стандартных подходов в обучении: Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя. Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением. Практическое применение в детском саду: Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики. Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ, где дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию. Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие, «тайну двойного». Воспитательдолжен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать. Авторы исходят из того, что именно умение разрешать эти противоречия — ключ к развитию творческого мышления. В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций. Характерная особенность современной методики математического развития – это применение технологий, эффективно развивающих интеллектуальные и творческие способности ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности нестандартно мыслить, видеть и открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. ТРИЗ позволяет детям в игровой форме развивать с одной стороны такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковую активность, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. В целях математическогоразвитиядетей рекомендуется проводить ТРИЗ - игры такие как: Младший возраст: «Много – мало» (Формировать понимание относительности количества). «Фигуры» (Учить детей определять главную функцию предмета, закреплять знания о геометрических фигурах, ориентацию в пространстве). «Где живёт?» (Учить детей выявлять надсистемные связи, развивать речь, мышление). «Волшебная верёвочка» (Учить измерять и сравнивать величины с помощью условной мерки, развивать внимание, память, мышление). Средний возраст: «Что умеет делать?» (Учить называть действия предметов, развивать умение,развивать арифметические действия, логическое мышление). «Чем был - чем стал?» (Учить детей видеть изменения в количестве, упражнять в правильном назывании цифр числового ряда). «Раньше - позже» (Учить устанавливать причинно – следственные связи, умение видеть предмет или явление в прошлом, настоящем). «Волшебный светофор» (Учить выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, речь). «Теремок» (Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах). Старший возраст: «Чем был - чем стал?» (Учить детей определять линии развития объекта,развивать логическое мышление, речь). «Раньше - позже» (Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия сегодня, завтра, вчера, развивать речь, память). «Волшебный светофор» (Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения). «Теремок» (Отмечать похожесть и различия объектов. Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах). Описание игр: При ознакомлении с понятиями «много» - «мало»: В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть? Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной. В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть? Д: Игрушек, овощей в огороде… При уточнении понятия относительности размера: В: Это было раньше маленьким, а стало большим. Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким. В: Это было раньше большим, а стало маленьким. Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда стоит рядом кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше. При уточнении понятия «цена», «стоимость»: В: Раньше было дорогим для тебя, а стало бесценным. Д: Был маленьким хорошим ребенком, его все любили, он был дорог, вырос, стал нехорошим человеком, его перестали любить; игрушка подаренная, а потом надоевшая или сломавшаяся. При ознакомлении с геометрическими фигурами: На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм. Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию). При закреплении геометрических форм: В: Поиграем в игру. Я показываю геометрическую фигуру, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник. Д: Стол, окно, коробка из-под карандашей… В: А у стола что прямоугольное? Д: Крышка стола, дно ящика, боковые… «Где живёт?» В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник? Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке. В: Где живет цифра 3? Д: В днях недели, в месяцах года. В: Где живет цифра 5? Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада. «Волшебная верёвочка» (при обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки): В: Как можно использовать веревочку? Д: Ей можно измерить все. В: Например? Д: Комнату, высоту дома, свой рост. «Что умеет делать?» В: Что может цифра «4»? Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой. В: Что может треугольник? Д: Находиться в другом объекте,например: треугольные часы. В: Что может знак «+»? Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради. «Чем был - чем стал?» В: Было числом 4, а стало числом 5. Д: 4+1=5 В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5? Д: 1 В: Было число 5, а стало3. Что нужно сделать, чтобы получилось число 3? Д: 5-2=3 «Раньше-позже»: В: Какая часть суток сейчас? Д: День. В: А что было раньше? Д: Утро. В: А раньше? Д: Ночь. В: А еще раньше? При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»… В: Какой сегодня день недели? Д: Вторник. В: А какой день недели был вчера? Д: Понедельник. В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра… «Волшебный светофор»: В: Цифра 5. Поднимает желтый кружок. Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать. В: Цифра 5 служит единицей измерения. Поднимает красный кружок. Д: Число 5 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах. В: Цифра 5 действительно живет в современной арифметике. Поднимает зеленый кружок. Д: дети составляют число 5 (1+1+1+1+1; 2+1+2; 3+2). «Теремок» (при закреплении геометрических фигур): Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат. Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным. Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе. В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата). Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет. Примечание: В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Работу можно строить по цепочке, тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно усложнять. Могут браться объекты разнообразных форм, и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов. Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.
|
|||
|