|
|||
Совет 1.. Способ N 1Совет 1. Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребёнку самостоятельно определить настроение услышанного. Расскажите, что настроения бывают разные: торжественное, веселое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, агрессивное, плаксивое, тревожное. При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений. Совет 2. Чтение стихотворения в «различных тональностях» можно использовать как для закрепления, только что выученного текста, так и для повторения любого иного известного ребёнку. Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете вы, и вы же задаёте настроение, которое должен подхватить ребёнок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребёнок интонационно следует за вами. Прочитайте вслух стихотворение Р. Сефа «Чудо». Попросите ребёнка для каждой строчки подобрать смешную рожицу с соответствующим настроением и обозначить её тем же номером, что и номер строки. 1.Ты еще не видел чудо? 2.Никогда не видел чудо? 3.Вот беда, не видел чудо! 4.Так сходи и посмотри! 5.Ты увидишь просто 6.Удивительное чудо! 7.Там, где магазин «Посуда» 8.Возле дома номер три, 9.Сквозь асфальт у перекрестка 10.Пробивается березка. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой, существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение тактильных ощущений к работе, улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста. Это помогает быстрее, легче заучивать стихотворения и эмоционально рассказывать их, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный и двигательный анализаторы. Обучение рассказыванию стихов будет хорошей подготовкой к театрализованной деятельности. Маленькие дети – замечательные актёры: стоит кому - нибудь из них надеть хотя бы часть какого -то костюма, как он сразу же входит в образ. Наша задача – увлечь ребёнка играть как можно дольше, вместе повести в игре за собой, давая возможность сделать что - то по - своему, дать свободу выбора, т.е. проявлять партнерскую позицию, когда взрослый играет вместе с детьми на равных, искренне, по - настоящему. Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности. Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребёнку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например, зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Самая сильная память – эмоциональная. Разучивание для дошкольника должно быть делом весёлым, эмоциональным и при содержании стиха – осязаемым, видимым, представляемым. Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения. Способ N 1 Чтобы ребенок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4 -6 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим ребенка запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
|
|||
|