|
||||||||||||||||||
Хроматизм. Хроматические проходящие и вспомогательные звуки. Хроматическая гаммаХроматизм Хроматизм (греч. chroma (хрома) – «краска», «цвет») – это полутоновое изменение основных ступеней лада с помощью их повышения или понижения. Образованная таким образом новая хроматическая ступень является производной и поэтому обозначается как основная, но со знаком альтерации. Благодаря хроматизмам совершается выход за пределы одной тональности. Каждая хроматически изменённая ступень воспринимается как вводный тон к другой тональности: I# – вводный тон к тональности II ступени, а IV# – вводный тон к тональности V ступени и т.д. Хроматические проходящие и вспомогательные звуки Хроматические звуки по своей роли в мелодическом движении бывают:
Хроматическая гамма Хроматическая гамма – это гамма, строящаяся только по полутонам. Хроматическая гамма является усложнённым видом мажора или минора и образуется посредством заполнения тонов хроматическими звуками. Правила правописания хроматической гаммы основаны на родстве тональностей: 1. Правописание мажорной хроматической гаммы: а) основные ступени гаммы остаются без изменений; б) при движении ↑ все б2 заполняются повышением I, II, IV, V и понижением VII ступени; в) при движении ↓ все б2 заполняются понижением VII, VI, III, II и повышением IV ступени. 2. Правописание минорной хроматической гаммы: а) основные ступени гаммы остаются без изменений; б) ↑ и ↓ минорная хроматическая гамма пишется одинаково; в) при движении ↑ и ↓ все б2 заполняются повышением III, IV, VI, VII и понижением II ступени. Хроматизм. Альтерация Хроматизмом называется изменение основных ступеней диатонических ладов посредством их повышения или понижения. Организованная таким путём новая хроматическая ступень является производной и потому обозначается со знаком альтерации. Альтерацией (слово «альтерация» означает «изменение») называется повышение или понижение неустойчивыхступеней, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам. Схемы альтерации в мажоре и миноре: Ступени мелодического лада VIIb в мажоре и VI# в миноре альтерированными не являются. Ладовая альтерация является важнейшим выразительным средством в музыке. Она начала появляться в музыкальных произведениях в эпоху романтизма в XIX в., т.к. именно композиторы-романтики стали уделять внимание красочности. Появляясь в мелодике, альтерированные ступени придают ей тонкость и изысканность, а входя в состав гармонии созвучий, они делают их более напряжёнными и красочными.
|
||||||||||||||||||
|