Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типы тональных соотношений. Родство тональностей



Типы тональных соотношений

Музыкальное произведение (особенно крупное) редко бывает однотональным. Чаще всего музыкальное развитие охватывает побочные тональности, которые могут появляться постепенно или внезапно, сменяя друг друга. Различают 3 типа соотношений тональности:

1. отклонение – временный переход из одной тональности в другую с последующим возвращением в исходную тональность;

2. модуляция – переход из одной тональности в другую с последующим завершением какого-либо раздела произведения в новой тональности;

3. сопоставление – внезапная смена тональности, чаще всего на грани двух разделов.

Модуляция и отклонение обычно сопровождаются появлением случайных знаков.

В музыкальном произведении основная тональностьназывается главной, а тональности, сменяющие её в процессе развития, называют побочными.

Родство тональностей

Все тональности взаимосвязаны между собой: есть тональности близкие друг другу, есть более далёкие. Так возникла система родства тональностей. Существуют 4 степени родства тональностей.

I степень родства– это 6 тональностей диатонического родства. Их трезвучия можно построить на ступенях данной тональности.

s, S T D   s t d, D
             
  //   //   //   //   //   //  

II степень родства– это 4 тональности, отличающиеся на 2 ключевых знака.

B C-dur D   b  c-moll

d
// g       // h   // Des      

// F

                       

III степень родства– это 8 тональностей.

      c b           D C      
As A H C-dur Des Es E   as a h c-moll des es e

К тональностям IV степени родстваотносятся 5 тональностей, не содержащие ни одного общего аккорда. Это тональности тритонового соотношения к данной: одноимённая к тритоновой и ряд от неё по квинтовому кругу до параллельной тритоновой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.