![]()
|
|||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дисциплины «История славянского литературного языка (украинского)» разработана в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-21 05 04 «Славянская филология». Целью изучения дисциплины «История славянского литературного языка (украинского)» является формирование у студентов комплекса знаний об основных этапах истории украинского литературного языка, умение читать и анализировать памятники письменности. Задачиизучения курса заключаются в выявлении общих тенденций развития украинского литературного языка и выработке у студентов навыков чтения и анализа украинских письменных памятников разных эпох и жанров. «История славянского литературного языка (украинского)» – преимущественно теоретический курс, в рамках которого студенты глубоко изучают такие разделы, как общевосточнославянский язык, староукраинский язык, украинское Возрождение, украинское барокко, эпоха Просвещения в истории украинского литературного языка, новый украинский литературный язык, второе украинское Возрождение, особенности развития современного украинского языка с теоретико-лингвистических позиций. Лекции в рамках этого курса носят ознакомительный характер с теоретическими основами истории украинского литературного, а также развитием его лексикографической традиции. В предлагаемой ниже программе отражены только обязательные позиции курса истории украинского литературного языка. Предполагаются также различные спецкурсы по истории украинского языка и отдельным периодам его развития. Дисциплина «История славянского литературного языка (украинского)» непосредственно связана с курсами: «Историческая грамматика славянского языка (украинского)», «Диалектология славянского языка (украинского)», «Теоретическая грамматика славянского языка (украинского)», «Славянский язык (украинский)». При изучении данной дисциплины рекомендуются следующие методыитехнологии обучения: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные методы; наглядные методы; индуктивные и дедуктивные методы; репродуктивные и проблемно поисковые методы; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя). 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (практические методы, методы формирования познавательного интереса).3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, которые включают в себя методы устного и письменного контроля и самоконтроля. Рекомендуемая форма контроля – экзамен. В результате изучения дисциплины студент должен знать: · условия возникновения и принципы развития литературного языка; · периодизацию истории данного литературного языка, особенности функционирования литературного языка в каждый из периодов его развития; · корпус литературных текстов, расклассифицированных по типологическому признаку, основные нормы, включающие и изобразительно-выразительные средства; уметь: · использовать теоретические сведения по истории славянского литературного языка для анализа текстов жанрово-функциональных разновидностей; анализировать фрагменты текстов, относящиеся к разным периодам, с целью выявления их нормы и образно-выразительной специфики; · ориентироваться в основных этапах истории литературного языка.
|
|||||||
|