Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пересортица - это появление излишков одного сорта и недостачи другого сорта материальных ценностей одного и того же наименования.



Пересортица - это появление излишков одного сорта и недостачи другого сорта материальных ценностей одного и того же наименования.

Возникают пересортицы по разным причинам:

1) отсутствует порядок приемки и хранения материальных ценностей на складе;

2) нарушается порядок документооборота;

3) не осуществляется на должном уровне внутренний контроль движения материальных ценностей;

4) материальные лица халатно относятся к своим обязанностям.

Инвентаризационная комиссия должна получить подробные объяснения от материально ответственных лиц о допущенной пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы можно проводить в виде исключения:

1) за один и тот же проверяемый период;

2) у одного и того же материально ответственного лица;

3) в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах (письмо Минфина РФ от 19 августа 2004 г. N 07-05-14/217).

Таким образом, проводить взаимный зачет недостач излишками идентичных (однородных) товаров или материалов недопустимо.

Нельзя зачесть недостачу масла в счет излишков маргарина или недостачу бензина в счет излишков дизельного топлива и т.д.

 

Пример

В результате инвентаризации на складе организации оптовой торговли была выявлена недостача зубной пасты "Дракоша" в количестве 20 тюбиков по цене приобретения 17 руб. на общую сумму 340 руб. и излишек 15 тюбиков зубной пасты "Пародонтол" по цене 16 руб. на общую сумму 240 руб. (по цене приобретения). Руководителем принято решение о зачете недостач излишками. Оставшуюся после перезачета недостачу взыскать с виновного лица (кладовщика), который согласился возместить недостачу добровольно.

В результате зачета недостачи 15 тюбиков зубной пасты по цене 17 руб. излишками 15 тюбиков по цене 16 руб. выявлено превышение цены приобретения недостающей зубной пасты над стоимостью излишка в сумме 15 руб. (15 т. x (17 руб. - 16 руб.)), которое отнесено на виновное лицо. Окончательная недостача зубной пасты в количестве 5 тюбиков на общую сумму 85 руб. (5 т. x 17 руб.) также относится на виновное лицо. Бухгалтер предприятия сделал следующие проводки:

Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Кредит 41 "Товары"

- учтено превышение стоимости недостающей зубной пасты над стоимостью ее излишка в сумме 15 руб.;

Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Кредит 41 "Товары"

- отражена окончательная недостача зубной пасты после зачета ее излишками в сумме 85 руб.;

Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Кредит 68 "Расчеты с бюджетом"

- восстановлен НДС с общей суммы недостачи в размере 18 руб. (85 руб. + 15 руб.) x 18%);

Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

- сумма недостачи - 118 руб. отнесена на виновное лицо.

По результатам инвентаризации может сложиться ситуация, когда товаров, оказавшихся в излишках, будет больше, чем недостающих. В этом случае оставшиеся в излишках товары (после зачета) приходуются на счет 41 "Товары" и их стоимость зачисляется в прочие доходы (на счет 91.1 "Прочие доходы") по рыночной стоимости.

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц. Зачет по пересортице бухгалтерской проводкой не оформляют, а делают соответствующие записи в аналитическом учете. В сличительной ведомости следует указать сумму недостач, покрытую излишками.

После проведения зачета по пересортице могут образоваться разницы по суммам. Суммовые разницы в сторону излишков приходуются, в сторону недостачи - взыскиваются с виновных лиц. При этом в случае отсутствия виновных лиц данный факт должен быть подтвержден документально уполномоченным органом государственной власти.

Если в ходе инвентаризации выявлена недостача имущества, которое было утрачено в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, то его фактическая себестоимость включается в состав прочих расходов.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет 94 Кредит 01, 10, 41 (42)

- списана фактическая стоимость утраченного имущества в результате чрезвычайных ситуаций;

Дебет 94 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- восстановлена сумма НДС по утраченному имуществу;

Дебет 99 Кредит 94

- стоимость утраченного имущества включена в состав прочих расходов.

При получении организацией страхового возмещения в качестве компенсации потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций на эти суммы следует уменьшить величину прочих расходов:

Дебет 51 Кредит 99

- сумма страхового возмещения отражена в составе прочих доходов.

Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, приравниваются к внереализационным расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль (пп. 6 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Такие расходы должны быть подтверждены документально. В качестве подтверждающих документов могут быть использованы:

1) акт о происшедшем событии, подписанный руководителем организации и членами комиссии по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;

2) справка специализированных служб о происшедшем событии. Такую справку могут предоставить службы, которые занимаются ликвидацией последствий непредвиденных ситуаций (МЧС России, Государственная противопожарная служба и т.д.);

3) заключение эксперта о возможности или невозможности восстановления потребительских свойств имущества;

4) справка с места происшествия;

5) другие документы, выданные компетентными органами.

 

Пример

На складе ЗАО "Спутник" произошло чрезвычайное происшествие. В результате сильного ветра была сорвана крыша, и часть товара намокла под проливным дождем. Для того чтобы определить размер убытков, которые нанесла стихия, на складе была проведена инвентаризация товара.

По результатам инвентаризации было установлено, что себестоимость испорченного товара составляет 600 000 руб. Сумма НДС в размере 108 000 руб., уплаченная при покупке этого товара, была возмещена из бюджета.

Так как товар был застрахован, страховая компания выплатила ЗАО "Спутник" страховое возмещение в размере 740 000 руб.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

Дебет 94 Кредит 41

- 600 000 руб. - списана стоимость товара, недостача которого была установлена в ходе инвентаризации;

Дебет 94 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 108 000 руб. - восстановлена сумма НДС;

Дебет 99 Кредит 94

- 708 000 руб. - сумма недостачи включена в состав прочих расходов;

Дебет 51 Кредит 76

- 740 000 руб. - на расчетный счет поступила сумма страховки.

Иногда может оказаться, что недостачи или излишки ценностей возникли из-за ошибок в бухгалтерском учете. Например, некоторые из них не были оприходованы. В этой ситуации разницу между учетными данными и результатами инвентаризации надо отразить в графе "Отрегулировано за счет уточнения записей в учете". Такая графа есть в сличительной ведомости N ИНВ-19, предназначенной для ревизии товарно-материальных ценностей.

 

Пример

ЗАО "Бампер" торгует автомобильными запчастями. При инвентаризации на фирме была обнаружена недостача 30 штук автомобильных дисков "Марс" по цене 1300 руб. за штуку; излишек 30 штук дисков "Пилот" по цене 1300 руб. за штуку.

В данном случае возникла пересортица, поэтому сумму недостачи можно зачесть излишками.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях - на уменьшение финансирования (фондов).

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (приложение N 5 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Итак, в ходе инвентаризации могут быть выявлены излишки и недостачи материально-производственных запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений. Помимо этого может выясниться, что те или иные ценности или хозяйственные операции были отражены в учете неверно. В этой ситуации бухгалтеру придется внести исправления в учет.

Исправляя ошибки по результатам инвентаризации, нужно соблюдать два правила. Во-первых, инвентаризация должна быть закончена до утверждения годовой отчетности акционерами (участниками) и сдачи ее в налоговую инспекцию (то есть до 30 марта). Во-вторых, записи по исправлению ошибок датируются либо датой окончания инвентаризации, либо 31 декабря отчетного года. Изменения в утвержденную и сданную бухгалтерскую отчетность вносить нельзя. В такой ситуации все ошибки исправляют в текущем году.

Выявленные излишки тех или иных ценностей (основных средств, материалов, товаров и т.д.) приходуют и отражают на соответствующих счетах бухгалтерского учета (счета 01, 10, 41). Такое имущество учитывают по рыночной цене на дату проведения инвентаризации.

Для этого делаются проводки:

Дебет 01 (04) Кредит 91-1

- оприходовано основное средство (нематериальный актив), выявленное в процессе инвентаризации (по рыночной стоимости с учетом амортизации);

Дебет 10 (41) Кредит 91-1

- оприходованы излишки материалов (товаров) по рыночным ценам;

Дебет 50 Кредит 91-1

- оприходована денежная наличность (денежные документы), выявленные в результате инвентаризации.

В налоговом учете выявленные излишки включают во внереализационные доходы фирмы (ст. 250 НК РФ).

Стоимость недостающего имущества прежде всего списывают на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Для этого в учете делают записи:

при недостаче основных средств

Дебет 02 Кредит 01

- списана амортизация по недостающим основным средствам;

Дебет 94 Кредит 01

- списана остаточная стоимость недостающих основных средств;

при недостаче нематериальных активов

Дебет 05 Кредит 04

- списана амортизация недостающих нематериальных активов;

Дебет 94 Кредит 04

- списана остаточная стоимость нематериальных активов;

при недостаче материальных ценностей

Дебет 94 Кредит 10 (41)

- отражена недостача материалов (товаров);

при недостаче денег в кассе

Дебет 94 Кредит 50

- отражена недостача денег в кассе.

Если в результате инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то ее списывают с баланса фирмы. Срок исковой давности составляет три года.

При списании дебиторской задолженности делается запись:

Дебет 91-2 Кредит 62 (76...)

- списана дебиторская задолженность (если фирма не создавала резерв по сомнительным долгам);

Дебет 63 Кредит 62 (76...)

- списана дебиторская задолженность (если фирма создавала резерв по сомнительным долгам).

Если дебиторская задолженность возникла после отгрузки товаров, облагаемых НДС, и фирма рассчитывает этот налог "по оплате", то дополнительно нужно сделать проводку:

Дебет 76 субсчет "Расчеты по неоплаченному НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- начислен НДС к уплате в бюджет.

При списании кредиторской задолженности сделайте записи:

Дебет 60 (76) Кредит 91-1

- списана кредиторская задолженность;

Дебет 91-2 Кредит 19

- списана сумма НДС, которая должна была быть перечислена кредитору.

Сумму НДС по списанной кредиторской задолженности учитывают при налогообложении прибыли.

Помимо ошибок, обнаруженных в ходе инвентаризации, бухгалтер может найти и собственные недочеты. Например, если затраты или выручка были учтены неверно.

Исправить ошибку можно двумя способами: во-первых, сторнировать все неправильные проводки и записать верные; во-вторых, добавить недостающую запись на сумму, отраженную в учете неверно.

 

Пример

В феврале 2009 года бухгалтер ЗАО "Максима" обнаружил, что в августе 2008 года была занижена сумма расходов по аренде помещения. Договорная стоимость аренды составляла 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). В учете расходы по аренде были отражены лишь в сумме 50 000 руб., а НДС по ним - в сумме 9000 руб.

Годовая отчетность ЗАО "Максима" не утверждена и не была сдана в налоговую инспекцию. Поэтому все исправления должны быть датированы 31 декабря 2008 года.

 

Первый способ:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 60

- 50 000 руб. - сторнированы расходы по аренде;

Дебет 19 Кредит 60

- 9000 руб. - сторнирован выделенный НДС по расходам на аренду;

Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19

- 9000 руб. - сторнирована проводка по принятию к вычету НДС;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 60

- 100 000 руб. - учтены расходы по аренде;

Дебет 19 Кредит 60

- 18 000 руб. - учтена сумма НДС;

Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19

- 18 000 руб. - налог принят к вычету.

 

Второй способ:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 60

- 50 000 руб. - учтены расходы по аренде;

Дебет 19 Кредит 60

- 9000 руб. - учтен НДС;

Кредит 19 Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС"

- 9000 руб. - налог принят к вычету.

Если до сдачи бухгалтерской отчетности за текущий год бухгалтер обнаружил ошибку предыдущих лет, то ее исправляют так:

- если доходы были занижены, то сумму занижения учитывают как прибыль прошлых лет (прочие доходы);

- если доходы были завышены, то сумму завышения учитывают как убыток прошлых лет (прочие расходы);

- если расходы были занижены, то сумму занижения учитывают как убыток прошлых лет (прочие расходы);

- если расходы были завышены, то сумму завышения учитывают как прибыль прошлых лет (прочие доходы).

 

Пример

В декабре 2009 года бухгалтер ЗАО "Тратта" обнаружил, что расходы 2008 года были завышены на 10 000 руб. Ошибка произошла в результате того, что материалы на эту сумму были списаны в производство дважды.

Чтобы исправить ошибку, 31 декабря 2009 года бухгалтер ЗАО "Тратта" должен сделать проводку:

Дебет 10 Кредит 91-1

- 10 000 руб. - отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.

Одновременно с уточнением данных бухгалтерского учета по итогам сверки расчетов и рассмотрения выявленных расхождений организациями должны быть уточнены представленные ими налоговые декларации.

Порядок внесения дополнений и изменений в представленные налоговые декларации регулируется статьей 81 НК РФ. Уточнение может производиться путем подачи в налоговый орган письменного заявления с указанием в нем дополнений и изменений, которые следует внести в декларацию, или же путем подачи новой декларации за соответствующий отчетный (налоговый) период с отраженными в ней новыми данными.

Если изменения в представленные налоговые декларации внесены до предусмотренного действующим законодательством срока уплаты соответствующего налога, организация на основании пунктов 3 и 4 статьи 81 НК РФ освобождается от ответственности, если только соответствующее заявление о внесении изменений (дополнений) сделано до момента, когда организация узнала об обнаружении соответствующих нарушений налоговым органом, либо до даты назначения выездной налоговой проверки.

Если указанные изменения внесены в налоговые декларации после предусмотренного действующим законодательством срока уплаты налогов, организация также может быть освобождена от ответственности, но только в том случае, если до подачи соответствующего заявления оно уплатит недостающую сумму налога и соответствующие суммы пени.

Суммы уточненных по результатам выверки расчетов дебиторской и (или) кредиторской задолженностей должны быть подтверждены первичными учетными документами, ранее предъявленными или дополнительно представленными (в том числе приложенными к акту) поставщиками (подрядчиками), покупателями.

Выявленные по итогам сверки расчетов расхождения могут быть покрыты за счет перечислений должника в пользу кредитора, или же в соответствии с положениями главы 26 части второй ГК РФ могут быть прекращены следующими способами:

надлежащим исполнением (статья 408 ГК РФ), то есть оплатой дополнительно выявленных объемов работ, оказанных услуг, поставленной продукции;

отступным (статья 409 ГК РФ), то есть предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.);

зачетом встречного однородного требования (статья 410 ГК РФ), и при этом для зачета достаточно заявления одной стороны;

новацией (статья 414 ГК РФ), то есть заменой первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между ними же, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

прощением долга (статья 415 ГК РФ);

другими законными способами.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.