|
|||
Глава десятая Как парус одинокий белел в деревне ПростоквашиноГлава десятая Как парус одинокий белел в деревне Простоквашино Подготовительные занятия в школе для принимания в первый класс продолжались. И даже кот Матроскин с Шариком стали на них ходить. Учительница Татьяна Викторовна еще с прошлого раза предупредила, что будет проверять умение школьников понимать и пересказывать стихи. Деревенское коровье стадо уже пять минут как паслось на барском Троицком холме у церкви. Дядя Федор, Печкин и Шарик с котом, не торопясь, по холодку, шли в село Троицкое на занятия. Матроскин и Шарик немного приотстали. Матроскин учил Шарика: — В стихотворениях нельзя все буквально понимать. Там каждое слово со смыслом. Есть такое стихотворение баснописца Крылова «Попрыгунья стрекоза». Знаешь? — Конечно, — не очень уверенно ответил Шарик. — Кто ж его не знает. Это про насекомых. — И вовсе не про насекомых. Слушай: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза». Про что это? — Тогда про природу. — И вовсе не про природу. Это про людей. Про тетю, про певицу. Она все лето пела и танцевала, а когда пришла зима, у нее нет ни дров, ни печки. Так что это очень людское стихотворение. Понятно? — Понятно, — скрипел мозгами Шарик. Тут и Печкин вмешался: — Недавно я песню слышал по телевизору: Не поется птичке В клетке золотой, А поется птичке В рощице густой. — И я слышал, — сказал Шарик. — Жалистная песня, про птичку. — И вовсе не жалистная, — объяснил Матроскин. — и вовсе не про птичку, а про тетю-певицу. Этой тете плохо поется в золотой клетке на телевидении. Ей хочется в простой сельский клуб. В общем, они с Печкиным хорошо Шарику мозги вправили. Когда они к Татьяне Викторовне пришли, она сразу Шарика к доске вызвала и спрашивает: — Уважаемый Шарик, вы любите стихи? — Очень, — говорит Шарик. — Особенно про охоту. — Расскажите нам какое-нибудь охотничье стихотворение. Шарик с удовольствием им прочитал: — Люблю грозу в начале мая, Как долбанет — и нет сарая! — А что же тут охотничьего? — удивилась Татьяна Викторовна. — А я в этом сарае спал. Еле выскочил, — ответил Шарик, охотничий пес. — Хорошо, — говорит Татьяна Викторовна. — Перейдем к более простым случаям. Как вы, Шарик, понимаете такое стихотворение: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой, Что кинул он в краю родном?.. Шарик сразу кинулся объяснять: — Это стихотворение про дядю, про матроса. Который на лодке плавает. Парус — это сам дядя, а туман — это его жизнь. — А почему он белеет? — спрашивает учительница. — Кто белеет? — спрашивает Шарик. — Этот дядя матрос? — Может, он заболел, — предположил Шарик. — Допустим, — говорит Татьяна Викторовна. — А там есть еще такие строчки: «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…» Что они означают? — Анализы плохие, — решил дядя Федор. — А луч солнца золотой, который над ним? — Это нимб, — грустно добавил Печкин. — Значит, помрет скоро. Татьяна Викторовна рассмеялась и сказала: — При таком высоком знании поэзии вам надо не в младший класс школы поступать, а на старший курс литературного института. Больше о поэзии Татьяна Викторовна с ними не говорила, а просто читала будущим ученикам стихотворную книгу «Конек-Горбунок».
|
|||
|