|
|||
Инвентаризация как способ первичного наблюдения. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2. Инвентаризация как способ первичного наблюдения.
Инвентаризация – это проверка и документальное подтверждение фактического наличия средств или источников их образования, выявление отклонений от данных бухгалтерского учета и принятие решений по их регулированию. Причина расхождения реального положения дел с данными текущего учета состоит в том, что при наблюдении, измерении, арифметических подсчетах и записях в бухгалтерские регистры могут быть допущены непреднамеренные ошибки. В реальной действительности существует и ряд естественных процессов и событий, которые изменяют количество, объемы, качество или стоимость средств – усушка, распыление, испарение, химическая реакция. Такие изменения невозможно учесть как обычные операции. Они могут быть установлены только после истечения определенного времени путем проведения инвентаризации. Для проведения инвентаризации приказом руководителя предприятия назначается комиссия, в состав которой в обязательном порядке входит работник бухгалтерии. В приказе оговариваются также объекты и сроки проверки. Различаются инвентаризации полные, когда проверяются все виды средств и источников, и частичные (выборочные), когда проверкой охватываются только их отдельные виды. Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая, которая проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других обязательств. Перед началом инвентаризации комиссия должна получить от материально-ответственных лиц расписку в том, что все документы ими сданы в бухгалтерию, а материальные ценности оприходованы. Затем в присутствии материально-ответственных лиц и членов комиссии проверяется поштучно наличие всех видов средств, а их наименование и количество записывается в инвентаризационные описи. Результатом инвентаризации может быть выявление недостач или излишков. Результаты инвентаризации в каждом конкретном случае внимательно исследуются членами комиссии, устанавливаются причины недостач и виновники их возникновения, вырабатываются меры по устранению недостач. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке: а) излишек активов приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующая сумма относится на финансовые результаты (прибыль); б) недостача активов в пределах норм естественной убыли списывается на затраты по видам деятельности (себестоимость продукции, работ, услуг); в) недостача активов, произошедшая сверх норм естественной убыли покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них сумм, недостача активов списывается на финансовые результаты (убыток).
|
|||
|