Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методы сбора текущей информации.



2. Методы сбора текущей информации.

Анкетный опрос направлен на получение информации путем ответов на вопросы респондентами в письменном виде.

Инструментарием анкетного опроса является анкета. Вопросы анкеты могут быть различными по содержанию, форме, предметной направленности и кодировке, применение которых и всего опроса требует тщательной подготовки исследователя.

Интервью проводится в форме запланированной беседы между интервьюером (исследователем) и респондентом. Он основывается на непосредственном социально-психологическом взаимодействии между ними и имеет свои разновидности.

Различают: документальное интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов), интервью мнений (выявление оценок, взглядов, суждений, особенно специалистов-экспертов), неформализованное (свободное) и формализованное(стандартизированное).

Неформализованное интервью – это беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе, конкретной теме или нескольким заранее намеченным темам. Формализованное интервью предусматривает детальную разработку плана беседы, последовательности и конструкции вопросов, вариантов возможных ответов. Оно может быть групповым и индивидуальным, однократным и многократным.

Метод экспертных оценок является разновидностью опроса и представляет собой способ получения информации путем опроса экспертов – специалистов в определенной деятельности или области знаний. Основными процедурами этого метода являются подбор экспертов, проведение опроса экспертов и обработка его результатов.

Метод анализа документов – это совокупность исследовательских приемов для извлечения из документальных источников необходимой информации. Под документом понимается любой материальный носитель, в котором содержится необходимая для исследования информация (печатный или рукописный текст, магнитная лента, фото-, кино-, видеопленка, картины, рисунки и т.п.). Метод анализа документов может применяться на любом из этапов исследования. Может использоваться как основной метод сбора информации, как вспомогательный или контрольный.

Метод эксперимента – это способ получения информации о характере изменений показателей деятельности и поведения изучаемого объекта под воздействием управляемых (экспериментальных) факторов.

К видам эксперимента относятся реальный, при котором проверка гипотез осуществляется путем планомерного управления изучаемой деятельностью или поведением и мысленный, предусматривающий проверку гипотез путем управления не реальным явлением и объектом, а информацией о них на основе установленных характеристик изучаемого явления в прошлом, в определенное время, в различных условиях. Научный вид эксперимента направлен на получение новых сведений, а практический (прикладной) – на получение сведений о правильности выбранного подхода, принятия оптимального управленческого решения в ходе каких-либо преобразующих действий. Проективный (созидательный) и ретроспективный виды направлены соответственно в будущее и прошлое. При использовании однофакторного или многофакторного видов проверяется гипотеза или о воздействии одного фактора на конкретную экспериментальную ситуацию, или группы факторов. Полевой вид характеризуется максимально естественной ситуацией, а лабораторный предусматривает исследование в искусственной среде. Параллельный вид основан на формировании экспериментальной и контрольной групп испытуемых, последовательный же – только экспериментальной, на которой исследователь и отслеживает влияние независимой переменной, оценивая состояние объекта исследования «до» и «после» эксперимента.

Хронометрирование – это действия исследователя, связанные с замером временных показателей изучаемого явления. Оно включает определение конкретных параметров фиксации времени действий испытуемых, подготовку измерительных приборов (например, секундомеров), измерение выделенных параметров оценки (скорости, перемещения тяжести, времени выполнения задания и т.п.).

Тестирование – способ диагностики социально-психологических, физических, интеллектуальных и других особенностей испытуемых. Этот метод сочетается с анкетным опросом, социометрией, экспертными оценками, экспериментом, хронометрированием.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.