Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вступление к «Гаудия-бхашье». Акинчана Шри Сиддханта Сарасвати



Вступление к «Гаудия-бхашье»

Акинчана Шри Сиддханта Сарасвати

Уткаманда Саила, Ассам,

Экадаши, 5 июня 1932 года

Альтернативный перевод ИСККОН

Всякий обладающий разумом человек должен внимательно изучить концепцию слуги и объекта служения для того, чтобы понять положение Сверхдуши, присутствующей в границах этого видимого мира. До тех пор, пока у человека не разовьется понимание концепции слуги и объекта служения, Сверхдуша будет восприниматься им как единственная реальность, в отличии от пустоты. Разнообразие, проявленное в реальности, указывает на различные аспекты энергий, наполняющих ее. Те, кто хотят опровергнуть эту концепцию, желая освободиться от представлений о вечных оболочках, в большинстве своем считают эту реальность лишенной всяческого разнообразия – как внутри нее самой, так и в аспектах, аналогичных ей или отличных от неё. Те, кто не готовы приписать Сверхдуше слабость своей методологии, ограниченной материальными оболочками, описывают эту реальность не только как объект эмпирического познания, но и как адхокшаджу, т. е. то, что недоступно для обычных чувств.

Ущербная логика, возникающая от попыток уравнять разнообразные проявления духовной реальности с проявлениями материи, не позволяет воспринять преданное служение как вечный процесс. Проявление Кришны и его слуг в реальности адхокшаджи создает разнообразие вечных рас, но во внешних оболочках материального мира это воспринимается как нечто временное, трансформирующееся в эмпирическое знание обусловленных душ в форме чувственных наслаждений. Концепция эмпириков, разрушающая истинное знание и приписывающая тройственные несовершенства внешней реальности концепции Сверхдуши, не находят подтверждения в писаниях шрути и поддержки у разумных людей, которые следуют по пути шрути.

Когда эмпирики пытаются дать определение Сверхдуше, материальная природа предоставляет им концепцию авьякты – “непроявленного”. А, изучая идею однородного чистого духа в своем обусловленном положении, они принимают Сверхдушу за порождение материальных чувств. Такой ход мысли превалирует среди эмпириков. Точно так же, как Спиноза, Шопенгауэр и Гегель в своих материалистичных методологиях перевоплотили Сверхдушу в нечто лишенное разнообразия, так и известные ученые Индии, такие как Ачарья Шанкара и другие, задолго до них придерживались того же взгляда, проповедуя его своим последователям. Все эти мыслители считают разнообразие видимого мира внутри его внешнего покрытия и душу в теле аналогичными понятиями. Хотя они признают, что разнообразие применимо к Личности Бога, их неполное понимание все же ведет их к следованию доктрине однородного единства даже в отношении Сверхдуши. Шрути-мантры, такие как два супарна, объясняя природу Сверхдуши, дают понять, что она наделяет человека внутренним видением, даже если он сбит с толку внешними оболочками материи. Когда разнообразие как неотъемлемый аспект концепции души заменяется попыткой элементарного отречения от материи, возникает неверное понимание, в котором непоколебимая истина воспринимается лишь теоретически, в то время как качества материи, подверженные разрушению, продолжают свое победное шествие.

Когда во время изучения концепции Личности Бога начинается обсуждение вопроса об обусловленном состоянии, представления об отличиях и разнообразии, проявленных в Сверхдуше, ставятся под угрозу. Когда понимание Личности Бога уходит от концепции нейтральности Абсолютной Истины, материя, Верховная Личность и все остальное воспринимается в свете разнообразия. Когда понимание духовной и материальной энергий рассеивает представление о том, что Всевышний – это нейтральное существо, лишенное энергии, тогда неустойчивые качества материи начинают восприниматься адекватно как аспекты материального существования. Реальность Сверхдуши включает в себя Шри Лакшми-Нараяну, Их слуг, Их трон и другие атрибуты; когда Они являются в каком-то конкретном месте, принимая форму Божества, наделенного материальными качествами, возникает соблазн восприятия Личности Бога на уровне пышности и совершенства. Совершенная природа Бога дает возможность правильного понимания Абсолютной Истины и Верховной Личности в форме Сверхдуши и экспансии Бога, вьюха. Так как это восприятие Верховной Истины основано на научном понимании, оно не подразумевает обычного эмпирического опыта, предполагающего выяснение того, что отлично от Всевышнего.

Вопрошая об Абсолютной Истине, мы не можем остановиться только на одном заключении, выслушав различные мнения из уст ачарьев, мудрецов и ученых. Принимая во внимание неопытность аудитории, наставляющий ачарья часто не имеет возможности затронуть множество важных аспектов. Некоторые из них, однако, принимают лишь часть всех этих аспектов и, таким образом, культивируют путь марьяды, т. е. благоговения и почтения, игнорируя при этом путь мадхурьи, или сладости.

Когда Абсолютная Истина по своей милости проявляет часть своего божественного великолепия в форме всемогущества, большинство людей, не будучи способными понять это качество, попадают в ловушку мирского восприятия. Мадхурья-раса находится на более высоком уровне, чем айшварья, и те, кто не могут понять этого, должны считаться последователями пути марьяды. Но когда Абсолютная Истина, которая является основой айшварйи и мадхурьи, проявляет аударью, или лилы великодушия, тогда люди, свободные от порока двуличия, мирских концепций и сумевшие избавиться от своих представлений о наслаждении и отречении, не только понимают различие между лилами мадхурьи, айшварьи и аударьи и обретают самоосознание, но и осознают свое изначальное положение благодаря чистому восприятию, позволяющему узреть вечные исполненные разнообразия игры Господа.

Недостаток аударьи проявлен в попытках дать определение рабства и свободы, которые обычная литература и те, кто преподает ее тем, кто хочет достичь самоосознания. Поэтому мы признаем необходимость изучения маха-кавьи, великого поэтического произведения, называемого “Шри Чайтанья-Бхагавата”, написанного на древнем бенгальском языке. Если человек будет наслаждаться частицей великодушия, проявленного Верховным Господом, проповедуя лилы Господа в духе айшварьи и мадхурьи и одаривая благом тех, кто путешествует по этой Вселенной, он несомненно, обретет славу.

Так как “Шри Чайтанья-Бхагавата” – самое древнее произведение на бенгали, на страницах этой книги к автору иногда обращаются как к ади-кави, или изначальному поэту. До него Шри Лочан дас Тхакур написал бенгальскую поэму “Шри Чайтанья-мангала”. Но ещё раньше Шри Гунараджа Кхан или Маладхара Васу составил еще одну книгу на бенгали – “Шри Кришна-виджая”, в которой описаны игры Господа Кришны. Следовательно, данная книга – третья по счету, и все же она считается первой кавьей, написанной на бенгальском языке. Её нельзя считать мирской кавьей ибо она не призвана удовлетворять литературные пристрастия обычного книголюба.

До тех пор, пока недалекие и неразборчивые литераторы не обретут качеств, необходимых для понимания смысла этой книги, они не смогут развить должного почтения к ней. До тех пор, пока их глаза ослеплены тьмой невежества, мудрые будут ставить под сомнение их способность обрести удачу в этом мире. Из-за отсутствия склонности к преданному служению Господу человек развивает вкус к самообожесвлению и материальному наслаждению, которые превращаются в препятствия на его пути достижения совершенства. Если человек считает себя освобожденным, чистым слугой Кришны, он несомненно, займется служением Шри Чайтанье. Но пока человек не примет прибежище у лотосных стоп освобожденных преданных Гауры, он не сможет проникнуть в глубины “Шри Чайтанья-бхагаваты”. И в результате, живые существа не смогут услышать об играх, формах, качествах, именах и спутниках Гауры.

Шрила Тхакур Вриндаван дас считается Шри Вьясой, а также одним из ачарьев, в ученической цепи гаура-бхакти благодаря своему последователю - Шри Кришнадасу Кавирадже Госвами. Поэтому, если обитатели этого мира желают отправиться в духовный мир, они должны сначала принять полное прибежище Верховного Господа в Его аспекте аударьи. Это утверждение “Шри Чайтанья-бхагаваты”, принадлежащее удивительной руке Шри Вриндавана даса, непременно одарит их благом, позволив осуществить желаемое.

Эта работа Шрилы Тхакура Вриндавана настолько проста, что даже не очень разумные люди смогут прославить свою жизнь, поняв высшый смысл преданного служения и восприняв удивительную красоту освобожденного чистого вайшнава, проповедующего в этом видимом мире и отвергнувшего все формы освобождения, включая салокью и саршти, то есть жизнь на одной планете с Господом и обладание тем же совершенством, что и Господь. Не может быть сомнения в том, что недалекие люди, испытывающие лишь неприязнь к Господу и Его преданным – возвышенным парамахамса-вайшнавам в этом мире – будут вечно испытывать это чувство. Те же, кто останется верным сути той истины, что изложена в этой книге Шри Тхакура Вриндавана, смогут, оставив мирское знание и тщетные аргументы, войти в царство преданного служения и вечно служить Шри Враджендра-нандане в его аударья-лилах, которые являются вместилищем всех трансцендентных вкусов. Таким образом они смогут достичь высшего блага и вечно оставаться погруженными в игры Шри Кришна Чайтаньи.

Следует понять, что тот, кто испытывает жажду мирского наслаждения из-за недостатка привязанности к лотосным стопам Господа Чайтаньи, кто не смог пробудить в себе привязанности к Его лотосным стопам; кто не смог привлечься и не развил вкуса к лотосным стопам Шри Чайтаньи – такие люди не обладают достаточной мотивацией, чтобы обрести Абсолютную Истину, которая вечно исполнена знания и блаженства. Поэтому, лишившись служения Всевышнему Господу, они используют свои ништа, ручи, ашакти и бхаву для материального наслаждения и, таким образом, сами создают препятствия на пути развития своих духовных качеств. До тех пор, пока эти живые существа будут продолжать устремляться к временным материальным объектам, они, естественно, собьются с пути, ведущего к сат-чит-ананде Господа, вследствие чего навлекут на себя все самое неблагоприятное. В результате своего неверия такие люди вынуждены неустанно бежать за недосягаемым для них пучком сена, находясь в подчиненнии капризам своего ума, исполненного жаждой материального наслаждения. В них неизбежно разовьется отвращение к лотосным стопам Шри Чайтаньи, и они испытают жадность к достижению других объектов. Видя покрытые пылью материального наслаждения сердца таких людей, Шрила Тхакур Вриндаван принял прибежище святых имен Господа Кришны и рассказал людям этого мира о Шри Чайтаньядеве, олицетворении любви. Играя на славном барабане победы шри-кришна-киртана, он положил конец глухоте, порожденной слушанием лишь материальных сюжетов.

Материалистические склонности духовной души, лишенной шреи, то есть высшего блага, всегда стремятся придать значимость своей материальной деятельности. По этой причине умонастроение мотылька с его роковым устремлением к пламени, присущее некоторым людям, преобразуется в форму покрытого пылью зеркала. В результате, жажда мирских объектов лишь сильнее раздувает пламя желания. Из-за невежества такие материалисты не знают, что, пробудив чайтанью или сознание Бога, они смогут уничтожить огонь желаний материального наслаждения. Если человек принимает святые имена Кришны, предписанные Шри Гаурой как высшую цель, разрушительная сила огня будет сведена к нулю. Под влиянием кришна-киртаны, Господь Кришна, вместилище трансцендентных вкусов, являет Себя в сознании человека и аннулирует все его материальные привязанности. Если человек не намерен терпеть палящие лучи Солнца и понимает, что слушанье святых имен, напоминающих приятное лунное сияние, является высшей деятельностью для живого существа, то он навечно обретет благо, встав под эти лучи. Живое существо, покрытое поволокой невежества, погибает. Но привлеченное знанием, оно продолжает свое путешествие в трансцендентное. Тот, кто считает святые имена, составляющими суть этого знания, и Его энергии не отличными друг от друга, может повторять святые имена Кришны и стать слугой Шри Чайтаньи. Любовь к Богу, разрушающая три варги – религиозность, экономическое развитие и чувственные наслаждения – и апаваргу, или освобождение, считается луноподобным знанием.

Поэтому, если Чайтанья пробуждается в сердце живого существа, оно сможет слышать и прославлять святые имена Кришны. Это не что иное, как помощь хладини-шакти. Благодаря могуществу хладини-шакти преданный может увидеть несовершенство шести материальных достояний и погрузиться в волны океана блаженства, источника этих достояний. И сердце человека, пьющего нектар из океана преданного служения, будет наслаждаться желаемой целью постоянно. Даже в суете материальных наслаждений, он забудет о себе, утопив пламя своих материальных вожделений в океане блаженства. Когда адхирудха-бхава, или экстатические симптомы, такие, как мадана и мохана, встреча и разлука, благодаря повторению святых имен станут предметом памятования и когда человек осознает себя как объект наслаждения Кришны, он сможет погрузиться в нектарный океан любви к Кришне в своей изначальной форме, лишенной налетов пыли и песка. В соответствии с утверждениями “Мундака” (3.1.2) и “Шветашватары Упанишад”, он будет безразличен к анишайа шочати мухйаманах и не будет стремиться к джуштам йада пашйати анйам ишам,что значит - он станет безразличен к рабству и не будет стремиться к освобождению. Шри-кришна-санкиртана, представляющая собой победный флаг преданных Шри Чайтаньи, будет прославлена и, утвердившись на троне сердца живого существа, позволит ему принимать участие в различных играх в Шри Вриндаване, служа Шри Враджендра-нандане, вместилищу трансцендентных вкусов. Слава Тхакуру Шри Вриндавану, который отбросил концепцию ложного восприятия чувственного наслаждения, плодотворной деятельности и умственных измышлений, позволив нам пересечь Тихий Океан и предложив нам приятные песни о нектарных играх Шри Чайтаньи.

Из этой работы Шри Тхакура Вриндавана мы можем понять, что Он – причина всех причин, не имеющий начала, изначальный Господь Говинда, обладающий вечной формой блаженства и знаний, который явился на земле рождения и смерти, хотя и остался нерожденным. Он явился как Шри Чайтанья и распространил любовь к Богу в сердцах всех живых существ, при этом Сам оставаясь беспристрастным. Каким же великим учителем был Шри Тхакур Вриндаван, рассказавший Шри Гаурасундаре, который Своими детскими играми научил нас тому, что неприкасаемая нечистая глиняная посуда ничуть не грязнее самых дорогих атрибутов, которые люди используют для своего чувственного наслаждения, разделяя все, что есть в этом мире, на хорошее и плохое. Он описал Шри Чайтаньядеву, идеального учителя отречения, а также продемонстрировал поразительное духовное понимание, проявленное Его матерью. Здесь есть о чем поразмышлять каждому читателю. Когда человек забывает о должном применении благости, страсти и невежества, эти аспекты материальной жизни объединяются вместе, принимая форму виварта-вады, которая неизбежно приводит человека к майяваде, в форме самопоклонения или аханграхопасаны.

Чтобы избежать ограничений, присущих материальным объектам, те, кто подвержены тройственным страданиям и желанию освобождения, совершают нападки на мир Вайкунтхи, уничтожая таким образом свою индивидуальность и, в конечном итоге, принимая имперсонализм. Эта книга станет лекарством, чрезвычайно полезным в их состоянии. Наука, которую Шри Шачинандана, объект ватсалья-расы, передал своей матери, позволяет победить гуны страсти и невежества и позволяет начать поклонение сыну Васудевы, олицетворению чистой преданности, и доказывает, что атрибуты поклонения Васудева-нандане могут быть приняты, так же, как и объекты, не подходящие для предложения Богу (об этом говорится в этой книге).

Для того, чтобы продемонстрировать, что материальные знания и материальное положение не столь значительны, как это принято считать, Шри Гаурасундара, вернувшись из Гайи, преподал в доме Пурушоттамы Санджаи урок своим ученикам, в котором показал с интеллектуальной точки зрения, как каждое слово связано с Кришной и предназначено для проявления Его природы. Этими наставлениями Гаурасундара доказывает, что Он – сваям-рупа, изначальная Верховная Личность Бога. Высшее средоточие знания, доступное людям с высшим образованием в соответствующих институтах, не может быть приравнено даже к незначительной толике наставлений Шри Вриндавана даса, касающихся того, как Шри Гаурасундара опровергал аргументы великих ученых, обезумевших от обладания мирским знанием. Его наставления ставят под сомнение влияние временного знания, в этой Вселенной.

Если приспособляемость и бесполезность деятельности ради ее плодов, также как и сосредоточие всех высших принципов морали сравнить с любовью к Кришне, то стоимость их будет не больше гроша. Ни один разумный человек не сможет опровергнуть это утверждение. Шри Чайтаньядева не стал попирать социальные и моральные принципы, также как не сделал ничего, что могло бы выставить в благоприятном свете или, наоборот, разрушить социальные устои общества, используя для этой цели ложную аргументацию. Он никогда не противопоставлял свои принципы наставлениям Вед или смрити. Просто, когда Он видел, что этим наставлениям люди следовали с желанием обрести материальное наслаждение, Он направлял этот поток веры в другое русло – поклонения Кришне, при этом Он ни в ком не вызывал раздражения, Он всегда был исполнен любви.

Путь, благодаря которому вечно враждующие, спорящие друг с другом, измышляющие все новые и новые теории ученые смогут обрести высшее умиротворение, выражен в милости Шри Чайтаньи – и Шри Чайтанья неотличен от объекта поклонения на этом пути. Слабые аргументы примитивных материалистов, пытающихся прослыть философами, демонстрируют их невежество в отношении Кришны, ибо их наставления предназначены лишь для того, чтобы очистить менталитет от чувственного наслаждения, с целью избавления от тройственных материальных страданий. Хотя аргументы, оправдывающие обретение долгожданного мира, как для наслаждающихся материалистов, так и для отреченных, кажутся вполне приемлемыми, тем не менее наставления Шри Чайтаньядевы вскрывают полную их бессмысленность. Многие принимают материальные наслаждения и освобождение, а также религиозность, экономическое развитие, чувственное наслаждение и освобождение за цель жизни, но Шри Гаурасундара дал понять, что без служения Враджендра-нандане, вместилища всех трансцендентных вкусов, всё остальное стимулируются материальными желаниями и воздействием иллюзорной энергии. Поэтому, предлагая молитвы Шри Кришна Чайтаньядеве, Шри Васудева Сарвабхаума сказал: “Я хочу принять прибежище Верховной Личности Бога, Шри Кришны, который низошел в форме Господа Чайтаньи Махапрабху с тем, чтобы преподать нам истинное знание преданного служения и отреченность от всего, что не связано с сознанием Кришны. Он низошел потому, что исполнен трансцендентной милости, безграничной словно океан. Я хочу предаться Его лотосным стопам”.

“Пусть мое сознание подобно пчеле примет прибежище у лотосных стоп Верховной Личности Бога, который явился как Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, чтобы преподать древнюю систему преданного служения Себе Самому. Эта система была практически утеряна под воздействием времени” (“Шри Чайтанья-чандродая натака”, 6.43-44).

Процитировав эти стихи, мы подходим к завершающей части нашего вступления.

“Шри Чайтанья-Бхагавата” – это первая половина лил Шри Чайтаньи, “Шри Чайтанья-чаритамрита” – вторая половина. Мы просим всех читателей внимательно и беспристрастно изучить “Шри Чайтанья-Бхагавату”, и после завершения этого изучения, они несомненно будут гореть желанием слушать и повторять рассказы о Шри Чайтанье, изложенные Шрилой Кавираджей Госвами. Благодаря этому процессу живое существо обязательно достигнет духовного совершенства. Такова просьба этой падшей души.

 

Джаянти «Гаудия-бхашьи»

Шри Сарасвати Тхакура на «Чайтанья-Бхагавату» ки - джай!

 

……………………………..

Компиляция материалов:

Ари Мардан д., Камала д.д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.