Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джаянти «Гаудия-бхашьи» Шри Сарасвати Тхакура на «Чайтанья-Бхагавату».



Джаянти «Гаудия-бхашьи» Шри Сарасвати Тхакура на «Чайтанья-Бхагавату».

Ссылки

«Чайтанья-Бхагавата», Ади-кханда

 Скачать, читать, слушать:

http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/

 

Подробное описание праздника

Предисловие к «Шри Чайтанья-Бхагавате», Ади кханде

Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

5 июня 1932 г.

Перевод Шри Чайтанья Сарасват Матха

Концепция двух начал - служащего и принимающего служение - должна быть разработана и изучена во всех подробностях. Тогда интеллектуалы смогут принять идею о Сверхдуше, чье бытие поддерживает внешние проявления воспринимаемого мира. Но если у человека нет понятия о различиях между служащим и принимающим служение, он будет считать Сверх­душу неким единым безличным началом, за­полняющим вечную пустоту. Однако единая реальность включает в себя разнообразие, ко­торое указывает на различия существующих в ней энергий. Те, кто отрицают это и стремятся к освобождению от заблуждений, порожден­ных внешним проявлением мира, зачастую считают, что высшая реальность лишена раз­нообразия - как в отношении к себе самой, так и в отношении к тому, что тождественно ей и к тому, что отличается от нее.

Люди, которые, будучи ограничены рамками материального существования, пытаются применить научные методы к исследованию Сверхдуши, говорят о ней как о непроявленном, как о том, что ле­жит за пределами эмпирического знания, как об адхокшадже - реальности вне чувственного восприятия. Такие люди заблуждаются, счи­тая разнообразные проявления духовного пла­на атрибутами мира материи. Из-за этого им кажется, что преданное служение имеет вре­менную, материальную природу. Проявление Кришны и Его преданных в мире адхокшаджи порождает разнообразные вечные расы. Но на внешнем, материальном уровне, они кажутся временными. Эмпирическое познание падших душ искажает расы, превращая их в формы удовлетворения чувств. Эмпирики разрушают подлинное знание и приписывают Сверхдуше все несовершенства материального мира. Эм­пирические выводы не находят подтвержде­ния в писаниях шрути и одобрения разумных людей, следующих им.

Когда эмпирики пытаются понять бытие Сверхдуши, они, считая любую деятельность и любое разнообразие проявлением материи, обращаются к понятию авьякты, «непроявленного». Изучая концепцию чистого и неиз­менного духовного начала, они, находясь под влиянием иллюзии, считают, что личностные черты Сверхдуши - всего лишь порождение материальных ощущений. Такие тенденции в среде эмпириков общеизвестны.

Подобно тому, как видные ученые вроде Спинозы, Шопенгауэра и Гегеля в своих ма­териалистических методах познания лишили Сверхдушу присущего ей разнообразия, с дав­них пор ревностные последовали философских школ таких уважаемых учителей, как Шанкарачарья и других в нашей стране придер­живались той же позиции. Все эти мыслители считают, что разнообразие присуще внешним формам материального мира, душа же остает­ся неизменной. Хотя они допускают наличие разнообразия в том, что касается Верховной Личности Бога, тем не менее недостаточное понимание вопроса приводит их к представ­лениям о неизменности даже в мире Сверхду­ши. Шрути-мантры, такие, как, например, два супарна... (в которой душа и Сверхдуша сравниваются с двумя птицами, сидящими на древе материального тела объясняют приро­ду Сверхдуши и дают внутреннее понимание этой концепции тем, кто сбит с толку внешни­ми материальными проявлениями. Когда раз­нообразие, как неотъемлемая часть концепции вечной души, подменяется простым отречени­ем, рождается ложное понимание. Истина как она есть, без погрешностей, возможна лишь в теории, на практике же люди на каждом шагу ошибаются и поэтому продолжают свое по­бедное шествие несовершенные материальные представления.

Когда в изучении концепции Верховной Личности Бога основной акцент делается на освобождении, разнообразие и многоаспектность в Сверхдуше отвергают. Но если положение Верховного Господа не ограничивать лишь объяснениями о нейтраль­ности Абсолютной Истины, тогда и материя, и Верховная Личность и все остальное может быть рассмотрено в свете духовного разнооб­разия. В этом случае понимание духовных и материальных энергий по справедливости раз­венчает идею о нейтральной природе высшего начала, лишенного энергий, а непостоянство отчетливо проявит себя лишь как аспект мате­риального существования. Реальность Сверх­души - это Шри Шри Лакшми-Нараяна, Их слуги, Их трон и другие принадлежности пок­лонения. Они проявляются в определенном образе, принимая форму Божеств, которые внешне выглядят материальными. Возника­ет теория, согласно которой идею Верховной Личности Бога можно воспринять на внешнем уровне - уровне великолепия и изобилия. Это проявившееся великолепие позволяет позже правильно понять концепцию Абсолютной Истины и Верховной личности Бога в том, что касается Сверхдуши и вьюх - экспансий Господа. Такое восприятие верховной истины строго научно. Оно позитивно и не является простым эмпирическим отрицанием низших, материальных проявлений высшего начала.

Вопрошая об Абсолютной Истине, мы не способны прийти к определенным выводам, поскольку постоянно слышим множество про­тиворечивых утверждений из уст различных ачарьев, садху и ученых. Видя скептицизм и неподготовленность слушателей, ачарья не имеет возможности раскрыть глубокие воп­росы. Однако некоторые из них стремятся к синтезу разных концепций и практикуют путь марьяды или путь благоговейного трепе­та и почитания, пренебрегая путем мадхурьи, божественной сладости.

Когда Абсолютная Истина милостиво при­открывает нам часть своего наивысшего вели­колепия, представая в облике Всемогущего, подавляющее большинство людей не в состоя­нии понять это качество, поэтому они склонны развивать материалистические представления. Уровень мадхурьи находится выше уровня айшварьи - и те, кто не способен понять это­го, следуют пути марьяды. Но когда Абсо­лютная Истина, на которой основываются и айшварья, и мадхурья, проявляет Свою аударью или великодушные деяния, тогда души, лишенные двойственности, свободные от ма­териальных концепций и не имеющие целей наслаждения и освобождения, понимают раз­личия между лилами на плане мадхурьи, ай­шварьи и аударьи, достигают осознания себя и обретают свой изначальный облик. Обладая чистым восприятием, они способны видеть вечные разнообразные лилы Господа.

В современной литературе и в трудах мыс­лителей, посвященных теме зависимости и свободы, концепция аударьи полностью от­сутствует, а это величайшая потеря для всех, кто идет по пути самопознания. Поэтому столь важно изучение маха-кавьи, велико­го поэтического труда под названием «Шри Чайтанья-Бхагавата», написанного на древ­нем бенгали. Если бы кто-нибудь насладился хотя бы крупицей великодушия Господа, рассказывая о Его айшварья и мадхурья-лилах на благо тех, кто бесцельно скитается по все­ленной, он, несомненно, обрел бы славу.

Так как «Чайтанья-Бхагавата» - самый древний текст Бенгальской литературы, к ав­тору некоторое время обращались как к ади-кави, изначальному поэту. До него Шри Лочан дас Тхакур написал поэму в стиле панчали на бенгали, названную «Шри Чайтанья-мангала». Еще ранее Шри Гунараджа Кхан или Маладхара Васу написал свою книгу на бенгали и озаглавил ее «Шри Кришна-виджая». В ней описываются лилы Господа Кришны. Но хотя «Чайтанья-Бхагавата» по­явилась третьей, она является первой кавьей, написанной на бенгали. Она не относится ни к мирским сочинениям, ни к литературе для чувственного удовлетворения.

Пока высокомерное сообщество недально­видных литераторов не обретет полностью качеств, нужных для понимания смысла этой книги, оно не сможет отдать должное почтение повествованию. До тех пор, пока глаза их за­стилает тьма невежества, мудрецы ставят под сомнение их готовность принять милость судь­бы. Не воздавая преданное служение Господу, человек будет культивировать вкус к себялю­бию и материальным наслаждениям, которые преградят ему путь к совершенству. Если че­ловек считает себя освобожденным чистым слугой Кришны, он, несомненно, будет слу­жить Шри Чайтанье. Поэтому, пока человек не примет убежища у лотосных стоп освобож­денных преданных Гауры, он не сможет пос­тичь глубины «Шри Чайтанья-Бхагаваты». Порабощенные иллюзией живые существа не желают слушать об именах, достояниях, де­яниях и спутниках Гауры.

Шри Кришнадас Кавирадж Госвами почи­тает Шрилу Вриндавана даса Тхакура как Шри Вьясу и одного из первых ачарьев ли­нии гаура-бхакти, поклонения Господу в аспекте аударьи. Если обитатели этого мира желают войти в духовное царство, им следу­ет принять прибежище Верховного Господа в этом Его проявлении. Шлоки из «Шри Чай­танья-Бхагаваты», написанные щедрой рукой Шри Вриндавана даса, безусловно, помогут им в достижении желаемой цели.

Это произведение настолько просто и доступ­но, что даже не наделенные острым разумом люди способны освятить свою жизнь, понять высочайшие истины о преданном служении и увидеть чудесную красоту великих вайшнавов этого видимого мира, которые отвергли все виды освобождения, включая салокью (прожи­вание на одной планете с Господом) и саришти (пребывание в одном окружении с Ним).

Нет сомнений в том, что узость взглядов отдельных людей обрекает их на вечный круговорот рож­дений и смертей, ибо они испытывают отвраще­ние и неприятие по отношению к Господу и Его преданным, занимающим высшее положение в мире парамахамса-вайшнавов. Те же, кто оста­нется верен идеям, описанным Шри Вриндаваном дасом Тхакуром в своей книге, те, оставив мирское знание и несостоятельные аргументы, войдут в царство преданного служения и будут вечно заняты служением в аударья-лилах Шри Враджендра-нанданы, источника трансценден­тного нектара. Так они получат наивысшее благословение и вечное служение в лилах Шри Кришны Чайтаньи.

Люди, жаждущие материальных наслажде­ний, чьи духовные чувства еще не пробуди­лись, не испытывающие привязанности и не развившие вкус к лотосным стопам Шри Чайтаньи - не обладают достаточным стремлени­ем к постижению Абсолютной Истины, вечно исполненной знания и блаженства. Потому будучи лишены служения Верховному Гос­поду, они используют свои ништху (веру), ручи (вкус), асакти (привязанность) и бхаву (экстаз) для чувственного наслажде­ния, тем самым ставя себе препятствия на пути обретения святости. В жажде прехо­дящих материальных утех, живые существа предают забвения божественные начала сат-чит-ананды и навлекают на себя беспокойс­тва и страдания. Под влиянием своего ума, ищущего чувственных наслаждений, не имея стойкой веры, эти люди преследуют призрач­ные блуждающие огни. Постепенно они на­чинают испытывать отвращение к лотосным стопам Шри Чайтаньи и с жадностью посвя­щают себя другой деятельности. Видя людей, сердца которых покрыли грязь материально­го наслаждения и идея освобождения, Шрила Вриндавана даса Тхакур принял прибежище Святого Имени Господа Кришны и открыл идеи Шри Чайтаньядэва - олицетворенной Любви - людям этого мира. Подобно игре на барабанах, оглашающих победное шествие шри-кришна-киртаны, он избавил слух лю­дей от материалистических тем.

Склонности души, лишенной высшей удачи, шреи, к материализму, всегда найдут оправда­ние важности занятия материалистической де­ятельностью. Разум человека, подобного мо­тыльку, летящему на огонь, принимает форму грязного зеркала. Привлекательные объекты материального мира разжигают огонь его же­лания. По своему невежеству материалисты не знают, что, пробудившись, Чайтанья, Бог сознания, погасит огонь желания материаль­ных наслаждений. По словам Шри Гауры, над теми, кто примет святые имена Кришны как наивысший объект поклонения, уничтожаю­щая мощь огня не будет иметь больше власти. Под воздействием кришна-киртана Господь Кришна - источник трансцендентного некта­ра - проявится в уме человека, раскрыв ему бесполезность материальных привязанностей. Тот, кто понимает, что нет никакого повода терпеть палящие лучи солнца и что слушание умиротворяющих луноподобных святых имен есть наивысшая деятельность, обретет вечную удачу под мягким светом луны. Тот же, кто руководствуется незнанием - погибнет. Но тот, кто служит знанию, ступит навстречу трансцендентному. Проявляющий уважение к святому имени, находящий утешение в этом знании и в Его энергиях, как неотличных от Него Самого, может быть занят воспевани­ем имен Кришны и служением Шри Чайтанье. Любовь Господа, разрушающая три вар­ги - религиозность, экономическое развитие и чувственное удовлетворение - и апаварга, или освобождение, благосклонны к получив­шим это луноподобное знание.

Потому если Шри Чайтанья пробудит сер­дце живого существа, оно сможет услышать и прославить святые имена Кришны. Это не что иное, как помощь хладини-шакти. С по­мощью силы хладини-шакти преданный способен увидеть несовершенства шести матери­альных чувств и броситься в волны океана блаженства, источника всех богатств. А сер­дце человека, пьющего нектар этого океана преданного служения, с каждым шагом будет наслаждаться приближением к заветной цели. Отказавшись от материалистических наслаж­дений, он забудет себя, погасив огонь своих желаний в океане блаженства. Когда адхирудха-бхава, или симптомы экстаза, такие как мадана или мохана, встреча и разлука, становятся предметом памятования благодаря воспеванию святых имен, а человек вовлечен в наслаждение наслаждающегося, т.е. Криш­ны, тогда он способен войти в нектарной океан любви к Кришне в своей изначальной чистой форме, без примесей пыли и песка. И тогда человек становится безразличным к содержанию «Мундака Упанишады» (3.1.2) и «Шветашватара Упанишады» (анишайа шочати мухйаманах), и не последует за джуштам йада пашйати анйам ишам (в шлоке 3.1.2 из «Мундака Упанишады» и в совпадающей с ней шлоке из «Шветашватара Упанишады», 4.7 положение Сверхдуши и обычной души сравнивается с положением двух птиц, сидящих на древе материального тела. Одна птица, олицетворяющая обычную душу, пытается наслаждаться разными плодами этого древа, сладкими и горькими, и постоянно погружена в заботы и скорбь, тогда как другая птица, Сверхдуша, просто наблюдает за ней.

В данном месте введения Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур цитирует санскритские стихи этих шлок), т.е. он становит­ся безразличным к зависимости и не станет гнаться за освобождением. Шри-кришна-санкиртана, победный флаг слуг Шри Чайтаньи, всегда будет исполнен славы, восседая на троне в сердцах живых существ и занимая их в разнообразных лилах Шри Вриндавана в служении Шри Враджендранандане, источнику трансцендентного нектара. Слава Тхакуру Шри Вриндавану, который отбросил далеко за Тихий океан теории легкомыслен­ных искателей чувственных удовольствий, жадных стяжателей и праздных строителей гипотез, распространяя сладостные песни о нектарных лилах Шри Чайтаньи!

Из произведения Шри Тхакура Вриндавана мы понимаем, что причина всех причин, бесконечный, изначальный Господь Говинда в своей форме блаженства и знания может являться на земле рождений и смертей, хотя Он не был рожден. Он является как Шри Чайтанья и одаривает сердца живых существ божественной любовью, оставаясь при этом беспристрастным. Как же велик учитель Шри Вриндаван дас Тхакур, описавший, как Шри Гаурасундара учили в детстве тому, что грязные глиняные кухонные горшки сродни самому дорогому, что есть у тех, кто тешится чувственными наслаждениями и делит окру­жающее на двойственность добра и зла! Он также описал темы, затронутые Шри Чайтаньядэвом, который учил истинному отрече­нию устами своей матери, объяснившей идею духовного разнообразия. Ее слова надлежит принять во внимание всем читателям.

Когда человек забывает об истинном предназначе­нии добродетели, страсти и невежества, он объединяет все эти качества в концепции виварта-вады, которая в конце концов ведет к философии майявады, выраженной в форме самопоклонения или аханграхопасаны. Для того, чтобы опровергнуть ограниченность материальных объектов, люди, страдающие от постоянных несчастий и жаждущие осво­бождения, стремятся попасть на Вайкунтху, убивая свою индивидуальность и, в конечном счете, уходят в имперсонализм. Это лучшее лекарство от их глупости. Знание, на пропо­ведь которого Шачинандана, объект ватсалья-расы, вдохновил свою мать, уничтожает страсть и невежество, заменяя их на покло­нение сыну Васудэва, олицетворению чистой добродетели, и подтверждает, что атрибуты поклонения Ему такого же качества, как и используемые в поклонении Господу (об этом также упоминается в этой книге).

Чтобы показать, насколько незначительны материальное знание и положение, Шри Гаурасундар, возвратившись из Гайи, настав­ляет своих учеников в доме Пурушоттамы Санджаи. В своих объяснениях Он говорит, что с точки зрения философии каждое сло­во связано с Кришной и предназначено для того, чтобы раскрыть Кришну. Этим учени­ем Гаурасундар показывает, что Он - сваям-рупа, или изначальная Верховная Личность Бога. Глубочайшие знания, полученные людьми в мирских учебных заведениях, не могут сравниться даже с крупицей описания Вриндавана даса Тхакура, когда он говорит о том, как Шри Гаурасундар побеждал в спо­рах величайшие умы, обезумевшие от жажды материального знания. Его произведение вос­препятствует влиянию на мир преходящего эмпирического познания.

Если сравнить зна­ние и бесполезность деятельности ради пло­дов, наивысшую мирскую мораль с любовью Кришны, вся их ценность не будет стоить и медного гроша. Ни один человек в здравом уме не станет спорить с этим утверждением. Шри Чайтаньядэв не нарушал общественную мораль, не пытался ее разрушить и не высту­пал против нее, выдвигая ложные аргументы. Он никогда не противился предписаниям Вед и смрити. Более того, когда Он обнаружил, что эти предписания исполняются с целью материального наслаждения, Он обернул этот поток на поклонение Кришне, и при этом Его популярность среди людей нисколько не пос­традала. И потому Он исполнен любви.

Шри Чайтанья не отличен от объекта покло­нения на пути преданности - пути, благодаря которому вечно беспокойный ум мыслителей достиг состояния наивысшего умиротворения по милости Шри Чайтаньи. Неубедительные доводы узкомыслящих материалистов, пре­тендующих на звание философов, отражают их невежество относительно Кришны. Их на­ставления призывают лишь очистить ум от желаний чувственного наслаждения дабы не испытывать более страдания этого матери­ального мира. И хотя все планы как жаж­дущих удовольствий материалистов, так и отрекшихся от этого мира кажутся довольно привлекательными, наставления Шри Чайтаньядэва показали всю бесплодность таких намерений. Шри Гаурасундар отчетливо дал понять, что, ставя целью своей жизни полу­чение материального комфорта и освобожде­ния, религиозность, экономическое развитие, чувственное удовлетворение без служения Враджендранандане - источнику трансцен­дентной сладости, люди служат иллюзорной энергии, подстрекаемые материальными же­ланиями и привязанностями. А потому, воз­нося молитвы Шри Кришне Чайтаньядэву, Шри Васудева Сарвабхаума говорил:

вайрагйа-видйа-ниджа-бхакти-йога

шикшартхам эках пурушах пуранах

шри-кришна-чаитанйа-шарира-дхари

крипамбудхир йас там ахам прападйе

«Да приму я убежище Верховной Личности Господа, Шри Кришны, который пришел на эту землю в облике Господа Чайтаньи Махапрабху, чтобы дать нам настоящее знание, пре­данное служение и отдаление от всего, что не благоприятно для Сознания Кришны. Он низо­шел к нам, подобный океану трансцендентной милости. Я предаюсь Его лотосным стопам».

калан настам бхакти-йогам ниджам йах

прадушкартум кришна-чаитанйа-нама

авирбхутас тасйа падаравинде гадхам

надхам лийам читта бхрингах

«Так пусть мое сознание, подобно пчеле, примет убежище благоухающих лотосных стоп Верховной Личности Бога, который те­перь явился как Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, чтобы дать нам знание о древнем пути преданного служения Ему. С течением времени этот путь был практически утрачен».

(«Шри Чайтаня-чандродая натака», 6.43 - 44) Процитировав эти стихи, мы подведем итог нашего вступления.

«Шри Чайтанья Бхагавата» охватывает первую половину всех деяний Шри Чайта­ньи, а «Шри Чайтанья-чаритамрита» - вто­рую половину. Мы призываем всех читате­лей внимательно и беспристрастно изучать «Шри Чайтанья-Бхагавату», а по окончании они, несомненно, захотят послушать и про­петь славу Шри Чайтаньи, описанную Шрилой Кавираджем Госвами. Изучение этих ве­ликих книг, безовсякого сомнения, поможет живому существу достичь духовного совер­шенства - такова мольба этой падшей души.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.