|
|||||||||||||||||||||||||||||
II. Учебное времяСтр 1 из 2Следующая ⇒
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАНЯТИЕ № 3 Расчет суточного расхода энергии в зависимости от основного энергетического обмена человека. (использование хронометражно-табличного метода) Цели работы: - образовательные: приобрести навыки по расчету собственного суточного расхода энергии; - развивающие: развить навыки самостоятельной работы; развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации; - воспитательные: воспитание ответственности, трудолюбия, аккуратности. Перечень средств, используемых при выполнении работы:таблица «Расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен)», калькулятор. Общие теоретические сведения: Хронометражно - табличный метод является простым и быстрым методом определения суточных энергозатрат человека. Метод включает хронометраж отдельных видов деятельности человека за сутки и расчет энергозатрат с помощью специальных таблиц, как по отдельным видам деятельности, так и за сутки в целом. Указанный метод включает данные основного обмена. Каждое состояние организма, каждый вид деятельности (сон, работа, отдых и т.д.) сопровождается определенными по величине затратами энергии, которые образуют суммарную величину затрат энергии за сутки. Поэтому первым этапом определения этой величины является учет продолжительности отдельных состояний организма и видов деятельности на протяжении суток, т.е. определение бюджета времени. Бюджет времени определяется: путем опроса, личных записей и хронометража. В практической деятельности обычно используется сочетание метода хронометража и личных записей. Необходимо, чтобы день, выбранный для хронометража, был типичным и выполняемые виды работ характеризовали среднюю физическую нагрузку. Если общая сумма времени, затраченного на все виды деятельности, будет равной 24 часам (1440 мин.), следовательно, хронометраж проведен правильно. Обработка данных хронометража заключается в суммировании времени, затраченного на однотипные виды работ, выполняемые в различные промежутки дня (например, ходьбу, прием пищи, отдых, сидя и т.д.). Данные хронометража заносят в рабочую таблицу 1.
Таблица 1 Определение суточного расхода энергии хронометражно-табличным методом.
Для определения расхода энергии пользуются данными таблицы 2, в которой указаны энергозатраты в ккал на 1 кг массы тела в минуту (ккал/кг/мин) для отдельных видов состояния организма, деятельности и работы. Приведенные данные включают энергозатраты на основной обмен. Если тот или иной вид выполненной работы в табл. 2 не указан, берут вид деятельности близкий к ней по характеру. Затем время, затраченное на каждый вид деятельности, указанный в хронограмме, умножают на соответствующие табличные величины энергозатрат, расходуемых в 1 минуту на 1 кг массы тела и умножают на свой вес. После чего суммируют энергозатраты по разным видам деятельности и находят свой суточный расход энергии в килокалориях. Полученную величину округляют до целого числа. В целях покрытия расхода энергии на непроизвольные и неучтенные движения и компенсации других неточностей метода, найденный суточный расход энергии следует увеличить на 5%.
Таблица 2 Расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен)
II. Учебное время | |||||||||||||||||||||||||||||
2. | Слушание лекций | 0,0243 | |||||||||||||||||||||||||||
3. | Практические занятия лабораторные | 0,0360 | |||||||||||||||||||||||||||
4. | Практические занятия семинарские | 0,0250 | |||||||||||||||||||||||||||
5. | Практические занятия семинарско-лабораторные | 0,0300 | |||||||||||||||||||||||||||
6. | Перерывы | 0,0258 | |||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|