Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Какие методы вертикальной планировки существуют, и на каких стадиях проектирования они применяются?



2. Какие методы вертикальной планировки существуют, и на каких стадиях проектирования они применяются?

При проектировании вертикальной планировки исходными материалами являются генеральные планы, а также материалы геодезических и гидрологических изысканий с отображением рельефа местности.

В зависимости от стадийности проектирования разработка вертикальной планировки производится тремя методами – проектных (красных) отметок; продольных и поперечных профилей; проектных (красных) горизонталей.

Проект вертикальной планировки озеленяемой территории – сада, бульвара, сквера, парка – выполняется поэтапно, в три стадии.

Первая стадия – это разработка схемы вертикальной планировки территории или построение её высотного каркаса, определение общего высотного решения территории по проектным отметкам и уклонам поверхности, обеспечивающим организацию стока поверхностных и талых вод (метод красных отметок).

Вторая стадия – детальный проект вертикального решения территории путем наведения новых, «красных», горизонталей и проектирования нового рельефа территории (метод проектных профилей, метод красных горизонталей).

Третья стадия – рабочая стадия, разработка картограммы земляных работ с расчетом объемов вывозимого и ввозимого на объект грунта.

Цель любого из перечисленных методов проектирования вертикальной планировки – определение проектных высотных отметок поверхности, приемлемых уклонов для транспортно-пешеходного движения и стока поверхностных вод, а также подсчета объема земляных работ.

Точность подсчета объема земляных работ зависит от метода проектирования вертикальной планировки. Так, при методе проектных отметок можно достичь лишь ориентировочный объем, что приемлемо только при разработке схемы вертикальной планировки.

Методы описаны в вопросах 5,6,7.

 

3. Что такое черные, красные и рабочие отметки на плане организации рельефа?

Черная отметка – высотное обозначение существующего рельефа в данном месте. Определение отметок существующей поверхности территории в намеченных переломных точках на плане в горизонталях или отметках производят методом интерполяции, для чего проводят через эти точки линии примерно перпендикулярно горизонталям.

Красная или проектная отметка получается в результате вычислений. Проектные отметки наносятся по осям улиц и дорог в точках их взаимных пересечений, а также в местах намечаемых переломов продольных профилей. Предусматривается, что на участках между точками задаваемых проектных отметок поверхностям придаются в профиле прямолинейные очертания. При этом средние проектные уклоны поверхностей определяются отношением разностей между переломными проектными отметками к расстоянию между точками этих отметок.

Пример вычислений красной отметки на дорожке

1) Вычитаем из самой высокой самую низкую отметку: А-В=101,00-97,80=Н

2) Расстояние по дороге замеряется по оси (L)

Н/L=i существующего рельефа.

1-й вариант i=0,03-0,06 - допустимое значение. Черная переписывается в красную

3) 2-й вариант i<0,03

L×0,03=h'

B1=A- h'

4) 3-й вариант i>0,06

L×0,06=h'

B2=A- h'

Разность между проектными и существующими отметками называют рабочими отметками, они характеризуют величину подсыпок или срезок (насыпь или выемка), а также высотное положение поверхностей проектируемых искусственных сооружений. Нужно стремится к тому, чтобы рабочая отметка стремилась к нулю и не превышала 0,5 м, так как большие срезки и выемки приведут к большим земляным работам.

Черная отметка фиксируется под линией выноски, красная над линией. Рабочая отметка наносится в скобках с правой стороны выноски при срезе со знаком минус, при насыпи со знаком плюс.

 

4. В каких единицах измеряются уклоны? Что они обозначают?

Условия рельефа местности характеризуются уклонами пи их направлением. Величина уклона поверхности на каждом рассматриваемом участке определяется по формуле:

i=∆h/l, где i – уклон поверхности, ∆h – разность отметок между двумя точками или соседними горизонталями, м; l – расстояние между двумя точками или горизонталями на рассматриваемом направлении, м.

Величина уклона выражается десятичными дробями, в сотых долях (проценты - %) и в тысячных долях (промилле - ‰). i=0,01=1%=10‰. На практике чаще всего выражают в промилле.

 

5. Что включает в себя метод красных отметок, когда он применим?

Разработку схемы вертикальной планировки, как первый этап высотного решения территории населенного места или отдельного района, производят этим методом. Сущность этого метода в том, что на схеме генерального плана, который выполнен на геодезической подоснове, отображающей существующий рельеф территории в отметках или горизонталях, в характерных точках наносят проектные (красные) отметок. Проектные отметки и намечаемые уклоны на участках между ними характеризуют планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод.

Проводят следующие операции:

1. Изучается рельеф объекта, на чертеже стрелками показываются общие уклоны по территории и на отдельных ее участках, выявляются бессточные места, анализируются формы рельефа, намечаются возможные изменения рельефа, ориентировочно выбираются места с ровным рельефом под площадки, с понижениями (котловинами) под водоемы и т.п., уточняются границы территории – "красные линии».

2. Определяются существующие отметки рельефа в опорных точках:

- в точках по «красным линиям», ограничивающим объект озеленения, - в точках входа на территорию, в точках на углах входных площадок, на осях дорог, дорожек;

- на пересечениях осей парковых дорог, аллей, дорожек;

- в угловых точках площадок и в точках сопряжения площадки и дорожки;

- в центрах площадок - круг, овал, прямоугольник и др.;

- в точках на оси начала и конца дорожек и в точках характерных изгибов дорожек;

- в точках углов перекрестков дорог;

- на характерных участках перелома рельефа по всей территории.

В опорных точках делается выноска, на которой внизу фиксируется существующая (черная) отметка, а наверху проектная (красная) отметка.

Необходимым условием проектирования является привязка поверхности озеленяемой территории к красным линиям прилегающих городских магистралей, улиц и т. п.

3. По осевым линиям дорожно-тропиночной сети и площадок вычисляют уклоны, используя отметки найденных точек. За основу берут требования, предъявляемые к уклонам поверхности дорожек, площадок. Если уклоны анализируемых участков по своему значению больше или меньше предельных, то по участкам проектируют новые уклоны и определяют проектные, «красные», отметки. Стрелкой показывается направление проектного продольного уклона от более высоких отметок к пониженным, а над стрелкой отмечается уклон в промилле и под ней расстояние между переломными точками в метрах.

Затем вычисляют рабочие отметки - разность между проектной и существующей отметками. Рабочие отметки показывают объёмы срезки или насыпи грунта в данном месте. Рабочая отметка наносится в скобках с правой стороны выноски при срезе со знаком минус, при насыпи со знаком плюс.

4. Разработав схему вертикальной планировки и получив «высотный каркас» территории объекта, намечают направления стока поверхностных вод, устанавливают линии открытых лотков ливневой канализации, участки,где должны быть водопоглощающие колодцы, - на перекрестках главах аллей, в бессточных местах, выходы в городскую ливневую канализацию.

Метод проектных (красных) отметок применяется на первой стадии проектирования.

 

6. Что такое метод красных профилей, когда его применяют при разработке проектов?

Следующая после схемы вертикальной планировки и более детальная стадия проектирования. Его применяют главным образом при проектировании линейных сооружений автомобильных и железных дорог, трамвайных путей, подземных сетей, парковых аллей, проездов и т.п.  Иногда он используется и при планировке отдельных участков территории. Система проектных профилей (обычно продольных и поперечных по отношению к осям проектируемых зданий) дает достаточно полное представление о намечаемых проектных решениях и возможностях точного осуществления их в натуре, так как выполняется в более крупных масштабах.

Профили представляют собой условные размеры существующей и проектируемой поверхности в рассматриваемых сечениях.

При проектировании улиц и дорог разрабатывается продольный профиль по оси проезжей части, а для определения проектных отметок в лотках проезжей части пользуются составленным типовым поперечным профилем, что приемлемо при симметричном решении улицы или дороги на определенном протяжении.

На городских улицах симметричное решение поперечного профиля может быть достигнуто лишь на отрезках от перекрестка к перекрестку. Поэтому часто приходится, кроме продольного профиля по проезжей части, проектировать таковые и по лоткам.

Кроме того, разрабатываются так называемые рабочие поперечные профили по сечениям продольного профиля на каждом пикете и в наиболее характерных местах. По ним производится подсчет объемом земляных работ, которые фиксируются в специальных ведомостях.

Проектирование вертикальной планировки методом проектных профилей на городских площадях и прилегающей к улицам территории - сложный и многогранный процесс. В этом случае требуется разработка проектных профилей по всем линиям сетки квадратов через 10-20 м, что не выражает графически пластику рельефа.

7. Что такое метод красных горизонталей, когда его применяют при разработке проектов?

Этот метод используют, как правило, при проектировании отдельных объектов и их участков.

Его сущность заключается в проектировании нового рельефа в проектных горизонталях в соответствии с поставленными задачами.

В ряде случаев в проектах вертикальной планировки, особенно на городских территориях, применяется совмещенный метод – проектные горизонтали и профили (продольные и типовые поперечные). Такой метод наиболее рационален при проектировании сложных площадей, транспортных развязок и прилегающих к ним территориям.

Метод проектных красных горизонталей отличается от метода профилей большей наглядностью, ясностью сочетания проектируемого рельефа с размещением сооружений, возможностью охвата всей проектируемой территории.

В отличие от раннее изложенных методов, характеризующих лишь линейное изменение рельефа, данный метод позволяет благодаря изображению вертикальной планировки в проектных (красных) горизонталях охватить всю площадь видоизмененного рельефа, отобразить в плане пластику рельефа на всей проектируемой территории. С помощью метода интерполяции такое решение вертикальной планировки дает возможность определить проектную отметку в любой точке плоскости рельефа. Благодаря этому метод проектных горизонталей преимущественно распространен при разработке детальных проектов вертикальной планировки улиц, площадей, территорий микрорайонов, промышленных площадей, зеленых массивов и т.д.

В отличие от черных горизонталей, характеризующих существующий (природный) рельеф, красные горизонтали отображают проектируемую поверхность территории, преобразованную в целях планировки, застройки и благоустройства.

За основу берется чертеж схемы вертикальной планировки, то есть полученное решение по высотному каркасу территории, установлению проектных отметок и уклонов, принципиальному решению и организации поверхностного стока вод путем определения направлений стока.

При проектировании улиц, дорог, площадей, микрорайонов, промышленных площадок и других территории методом проектных (красных) горизонталей шаг между ними избирается в зависимости от масштаба плана и крутизны рельефа. Так, при обычно принятых в проектировании вертикальной планировки методом проектных горизонталей масштабах плана 1:1000 и 1:1500 шаг принимается равным 0,1 0,2 м, а при предельно допустимых максимальных уклонах – 0,5 м. Проектирование вертикальной планировки методом красных горизонталей требует, чтобы их отметки были кратны шагу горизонталей. Так, при шаге 0,2 м проектные отметки горизонталей должны быть 100; 100,2; 100,4; 100,6 и т.д.

Поскольку исходные отметки, от которых начинается проектирование не всегда кратны принятому шагу горизонталей, то в первую очередь необходимо определить точку расположения ближайшей по значению проектной (красной) горизонтали. Расстояние от исходной точки до ближайшей красной горизонтали определяется как частное от разности отметок ∆h на уклон i. Определение точек расположения красных горизонталей называется градуированием и по существу соответствует методу интерполяции.

При методе проектных горизонталей совмещают план и профили в любых рассматриваемых сечениях, в результате чего одновременно решается горизонтальная и вертикальная планировка проектируемых участков.

 

8. Что такое «гребень», «точка перелома»? Когда они применяются и как обозначаются на чертежах?

Наиболее рациональным высотным решением является односкатная наклонная поверхность площади. При двускатной организации поверхности важно правильно расположить гребень(ось), разделяющий две сопрягаемые плоскости. Гребень обычно ориентируется на ось замыкающего площадь квартала или доминирующее здание, он может быть горизонтальным или наклонным с подъемом в сторону здания. Следует стремится, чтобы на площадях вытянутой формы гребень проходил по длинной оси площади, так как поперечный гребень скрадывает пространство площади и образует зону невидимости. Так, при удалении поперечного гребня на 100 м от края площади и уклоне 20‰ его превышение будет составлять 2 м; примерно настолько же срезанной снизу будет восприниматься застройка противоположной стороны. Если по условиям рельефа необходимо расположить гребень в поперечном направлении, то лучше соотносить его с фасадом здания или сооружения, центрально расположенного на площади. Поверхность с несколькими параллельными гребнями в большей степени применима для площадей, расчлененных в плане элементами благоустройства. Совпадение линий гребня и лотков с бордюрами скрадывает кажущуюся неровность пространства. Четырехскатная поверхность площади может быть выпуклой или вогнутой. Предпочтительней является вогнутая поверхность, однако лишь при условии устройства закрытого водоотвода. Размещение поперечного гребня при выпуклой форме зрительно сокращает глубинность пространства (интернет).

Парковым дорогам придают, как правило, двускатный симметричный поперечный профиль. Для аллей с одной дорожкой принимают двускатный выпуклый профиль. На спортивных площадках гребень проектируют по оси, ориентируя по направлению север-юг±30˚ (уклоны от гребня к краям не больше 5‰).

Гребень обозначается штрих-пунктирной линией.

Точка перелома – точка изменения уклона продольных профилей. В этих точках делается выноска, на которой внизу фиксируется черная отметка, а наверху проектная. Рабочая отметка наносится в скобках с правой стороны выноски при срезе со знаком минус, при насыпи со знаком плюс. Обозначается крестиком.

  1. Что такое градуирование и когда оно применяется?

Поскольку исходные отметки, от которых начинается проектирование не всегда кратны принятому шагу горизонталей, то в первую очередь необходимо определить точку расположения ближайшей по значению проектной (красной) горизонтали. Расстояние от исходной точки до ближайшей красной горизонтали определяется как частное от разности отметок ∆h на уклон i. Определение точек расположения красных горизонталей называется градуированием и по существу соответствует методу интерполяции.

Градуирование отрезка прямой линии используют для нахождения и рисовки на плане проектных горизонталей. Возможно два варианта. Первый, когда известны отметки точек А и В линии, и второй, когда известны уклон линии и отметка одной точки. Уклон поверхности по линии либо вычисляется, либо выбирается заранее в соответствии с требованиями к продольным уклонам дороги

 

  1. Какие уклоны допускаются при проектировании дорожек, площадок, автомобильных дорог и магистралей?

Поперечные уклоны и профили парковых дорог устанавливаются в соответствии с существующими требованиями.

Наименование сооружений

Уклоны, ‰

поперечные продольные
Проезды, дороги местного значения 5-80 15-20
Тротуары вдоль проездов 4-90 15-20
Главные аллеи, дороги круглогодичного использования 4-60 20-30
Второстепенные дороги сезонного использования 3-90 20-40
Дополнительные дорожки, тропы 20-50
Детские площадки 10-20 10-20
Хозяйственные площадки 10-20 10-20
Спортивные площадки
Площадки отдыха 10-20 10-20
Автостоянки 5-15 5-15

Центральной дорожке придают двускатный поперечный профиль, а боковым – односкатный.

Продольные и поперечные уклоны улиц, дорог и отдельных их элементов зависят от расчетных скоростей движения и устанавливаются в соответствии с категориями проектируемых улиц и дорог.

Категории улиц и дорог Расчетные скорости движения, км/ч Наиболее допустимые продольные уклоны, ‰
Скоростные дороги
Магистральные улицы и дороги общегородского значения: непрерывного движения регулируемого районного значения дороги грузового движения        
Улицы и дороги местного значения: жилые улицы дороги промышленно-коммунально-складских районов    
Пешеходные улицы и дороги -

Величины поперечных уклонов поверхностей проезжих частей улиц и дорог устанавливают в зависимости от типов дорожных покрытий и принимают в среднем для асфальтобетонных, цементно-бетонных покрытий из плит - 20‰, для мостовых, а также покрытий из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами - 25‰ и для щебеночных и гравийных покрытий - 30‰. При значительных продольных уклонах (более 40‰) поперечные уклоны уменьшают на 5 ‰.

  1. При каких условиях проектируются пандусы, ступени? Укажите средне-допустимый размер ступени и подступенка в лестницах, проектируемых на улицах.

Лестницы и пандусы – это сооружения, служащие для сопряжения поверхностей рельефа с различными отметками. Лестницы и пандусы устраивают на аллеях и дорогах в случае превышения допустимых продольных уклонов, при террасировании отдельных участков территории на пересеченном рельефе в сочетании с подпорными стенками и откосами.

Продольные уклоны тротуаров, как правило не должны превышать 60‰. При уклонах более 60-80‰ проектируют тротуары отдельными уложенными участками с их сопряжением между собой с помощью лестниц. Между отдельными лестничными маршами (с числом ступеней от 10 до 15) следует устраивать площадки протяжением не менее 1 м. Лестничные ступени должны иметь ширину не менее 38 см и высоту не более 12 см. Число ступеней определяется делением высоты заложения на высоту ступени, т.е. из красной отметки вычесть последующую черную и поделить на 0,12. Ступеней должно быть не меньше двух. На плане количество черточек соответствует количеству ступенек.

Пандусы для движения транспорта и пешеходов с одной поверхности на другую должны иметь крутизну не более 1:10 (отношение высоты к ширине). Пандусы устраивают параллельно или под небольшим углом к линии бровки откоса; они могут быть «врезаны» в откос в направлении, перпендикулярном их бровке, и продолжаться в выемке в пределах верхней спланированной площадки до совпадения его отметок со спланированной поверхностью.

 

  1. Какие минимальные уклоны определены для ливневой канализации, дренажей? Чем это обусловлено?

Опытом проектирования и строительства садов и парков Санкт - Петербурга установлены следующие параметры труб для трубопроводов.

Диаметр трубопровода составляет 150-200 мм, при уклоне 4-5‰.

Диаметр трубопровода присоединительной ветки, направленной от контрольного колодца объединенной сети до смотрового колодца магистрального канала, составляет 200-250 мм, при уклоне 5‰.

У здания, сооружения диаметр трубопровода составляет 125-150 мм, при уклоне 6-8 ‰.

Минимальный уклон по дну лотков для ливневой канализации, 4‰, должен обеспечить течение дождевых вод со скоростью 0,4-0,6 м/с, исключающей заиление лотков.

Минимально допустимый уклон для дрен 3-10‰. Диаметры дренажных труб зависят от уклонов. При i=5-10‰, d=100-200 мм; при i=3‰, d=200-300 мм.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.