Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЖУРНАЛИСТИКА – 4-я ВЛАСТЬ



ЖУРНАЛИСТИКА – 4-я ВЛАСТЬ

В системе демократического государства действуют три независимых ветви власти:

представительная («первая»), исполнительная («вторая») и судебная («третья»). Но жур-

налистика играет настолько важную роль в жизни современного общества, в формировании общественного мнения, что ее называют «четвертой властью».

Кстати, согласно данным фонда «Общественное мнение», 54% опрошенных жителей России относят журналистику к числу самых престижных профессий. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 52% россиян одобряют деятельность СМИ (из других социальных институтов выше показатель только у армии – 59%)16.

Основная задача, которую общество ставит перед журналистикой, заключается в воз-

действии на аудиторию, на ее сознание и поведение. И задача любого журналиста – так изложить полученную им информацию, чтобы она оказала максимально возможное воздействие на читателя, слушателя или зрителя. Результат такого воздействия может быть разным: положительным или отрицательным, кратковременным или длительным.

Общество, как и само журналистское сообщество, стремится избегать отрицательных

результатов воздействия средств массовой информации, принимая на законодательном или морально-этическом уровне различные ограничительные меры по содержанию распространяемой информации или по способам ее распространения.

Так, ст. 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» не допускает использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для распространения экстремистских и ряда других материалов. Той же статьей закона запрещено распространение в средствах массовой информации

сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических

и психотропных средств. Запрещено использование в телепрограммах скрытых вставок и

иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на

подсознание людей. Федеральные законы содержат и ряд других ограничений и запретов на содержание информации, распространяемой через средства массовой информации.

Результат воздействия, оказываемого средствами массовой информации на сознание

и в связи с этим на поведение аудитории, ее социальную активность, принято называть

эффективностью (от лат. «еffectus» – действие). Другой вид результативности журналистики, проявляемый в принятии определенных решений как конкретным человеком, так и должностными лицами и даже социальными институтами, включая само государство, принято называть действенностью.

Зачастую единственная публикация позволяет решить ту или иную проблему, помочь в каких-то жизненных ситуациях. Борьба за высокую действенность выступлений СМИ особенно активно велась в советский период нашей истории.

Эффективность – более сложный уровень результативности журналистики, так как

предполагает воздействие прежде всего на сознание аудитории. В таком воздействии проявляется прежде всего идеологическая функция журналистики. И результат здесь получается только после длительного, хорошо продуманного и качественного воздействия на аудиторию. При этом результат воздействия на аудиторию зависит не только от журналистов:

аудитория тоже по своим культурно-образовательным, социально-политическим характеристикам должна быть готова к восприятию конкретной информации. Только тогда эффективность журналистского воздействия будет максимально высокой.

 

Однако иногда люди возлагают слишком большие надежды на журналиста. Порой работает поговорка «Собака лает – караван идет». Чиновники, начальники, власть имущие, от которых что-то зависит, предпочитают не обращать внимание на этот «лай».

 

С другой стороны «Капля – камень точит». Нужна настойчивость, чтобы достигнуть какой-то цели. Бывает и так, что журналист становится жертвой манипуляций. Его используют. Это к вопросу о «второй древнейшей».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.