|
|||
Глава 2.:Особенности изучения проявлении тревожности у младших школьниковГлава 2.:Особенности изучения проявлении тревожности у младших школьников 2.1.Социально и личностно-значимые паттерны поведения школьников младшего возраста Многие наблюдения, проводимые в современной школе, независимо друг от друга отмечают увеличение числа детей, для которых характерны повышенное беспокойство, неуверенность в себе, низкая самооценка, эмоциональная неустойчивость. О возрастании тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста свидетельствуют также экспериментальные исследования. По их данным, количество тревожных детей в 1-3 классах в 1980-1983 гг. составляло от 12 до 16 %, теперь же таковых насчитывается от 72 до 75 %, т. е. наблюдается увеличение почти в пять раз. В связи с этим интерес к изучению школьной тревожности, защитных механизмов и способов выхода школьников из тревожных ситуаций существенно усилился. В настоящее время проблеме тревожности посвящено большое количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. Установлено, что тревожность отрицательно влияет на психическое и личностное развитие школьника. Состояние тревоги у детей, как и у взрослых, проявляется на соматическом и поведенческом уровне [4]. Внутренними соматическими коррелятами тревоги являются те же особенности, что и у взрослых: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, щекотание в разных местах и т. д. Если состояние тревоги повторяется, если ребенок не находит способа справиться с собой, эти внутренние проявления могут перерасти в симптомы соматических нарушений. Поведенческие признаки тревоги еще более разнообразны, чем соматические. Дети теребят свою одежду; качаются на стуле; не замечая этого, причиняют себе боль, грызя ногти, царапая руки; тщательно трут нос, одергивают одежду, роняют карандаш, не могут прокашляться. Тревожность вызывает состояние паники, уныния. Она дезорганизует не только учебную деятельность, но и препятствует нормальному формированию личности. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Развитие ребенка с повышенной тревожностью носит конфликтный, противоречивый характер, что находит свое отражение во всех сферах психической жизни, особенно в сферах самосознания и переживания ребенком своих отношений с родителями. Закономерным следствием неблагополучия является актуализация психологических защит: на внутриличностном уровне они способствуют восстановлению утраченного душевного равновесия, снижают ощущение дискомфорта, примиряют ребенка с самим собой; на межличностном уровне используют разные поведенческие стратегии или паттерны поведения, которые могут достигать или не достигать своей цели. Образуется некая схема двух вариантов защитного поведения: конструктивное и деструктивное. В результате преимущественного использования тех или иных средств защиты формируется либо адаптивная личность, у которой уровень тревожности соответствует норме, либо дезаптивная личность, развивающаяся в агрессивно-протестной, капитулятивно-депрессивной или невротической формах дезадаптации и отличающаяся высоким уровнем тревожности. Большое количество деструктивных психологических защит, которые актуализируются в тревожных ситуациях, создают видимость разрешения проблемы. Снижая уровень тревоги, они не устраняют ее причину, сохраняют проблему и не способствует личностному росту ребенка. У тревожных детей психологическая защита не выполняет своей функции. Внешний конфликт переходит во внутренний, оказывая негативное воздействие на эмоциональное состояние ребенка и его адаптацию, и опять приводит к появлению новых способов защиты, которые также бывают неэффективными. Как следствие, усугубляются эмоциональные, поведенческие, личностные условия развития. Проблемы психологической защиты впервые были поставлены в психоанализе и нашли свое отражение в разных психологических концепциях. В психологии, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам эмоционального развития и защитных проявлений личности, данные вопросы изучены недостаточно, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, на что неоднократно указывали отечественные психологи. В наибольшей степени это относится к детям начальных классов. В этом возрасте появляются представления ребенка о своем «Я» и стремление сохранить и защитить его целостность. Потребность быть принятым в социуме и неумение установить желаемые отношения с окружающими вызывают у ребенка чувство одиночества и отчуждения, которые становятся источником тревоги и причиной проявления тех или иных психологических защит. В случае повторения подобных ситуаций в межличностных отношениях младшего школьника складывается устойчивая система защитного поведения, которая оказывает влияние на дальнейшее формирование личности. Именно в этом возрасте, по мнению исследователей, определяются базовые защитные стратегии поведения, и возникает объективная необходимость в изучении средств психологической защиты и факторов, влияющих на их становление [5]. Из сказанного выше следует, что именно тревожность побуждает человека неосознанно включать механизмы защиты. И только потом копинг-поведение начинает действовать сознательно и целенаправленно, ослабляет внешне-внутренний конфликт и регулирует индивидуальное поведение. Подводя итог анализу работ, посвященных проблеме психологической защиты и тревожности детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что в настоящее время в детской психологии и психотерапии проблема защитного поведения является одной из самых актуальных и обсуждаемых, но, тем не менее, ее без преувеличения можно назвать и одной из самых неразработанных.
|
|||
|