|
|||
Глава 1.:Понятие и характеристика школьной тревожностиСтр 1 из 4Следующая ⇒
Оглавление Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1.:Понятие и характеристика школьной тревожности…………………..5 1.1.Понятие тревожности в психологии…………………………………………5 1.2.Причины тревожности у детей……………………………………………...11 1.3.Понятие и причины школьной тревожности………………………………16 Глава 2.:Особенности изучения проявлении тревожности у младших школьников………………………………………………………………………24 2.1.Социально и личностно-значимые паттерны поведения школьников младшего возраста………………………………………………………………24 2.2.Изучение паттернов поведения у школьников младшего возраста с повышенной тревожностью…………………………………………………….27 Заключение………………………………………………………………………35 Список литературы………………………………………………………………38 Приложение 1…………………………………………………………………….41 Приложение 2…………………………………………………………………….42 Приложение 3…………………………………………………………………….43
Введение
Многие наблюдения, проводимые в современной школе, независимо друг от друга отмечают увеличение числа детей, для которых характерны повышенное беспокойство, неуверенность в себе, низкая самооценка, эмоциональная неустойчивость. О возрастании тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста свидетельствуют также экспериментальные исследования. По их данным, количество тревожных детей в 1-3 классах в 1980-1983 гг. составляло от 12 до 16 %, теперь же таковых насчитывается от 72 до 75 %, т. е. наблюдается увеличение почти в пять раз. В связи с этим интерес к изучению школьной тревожности, защитных механизмов и способов выхода школьников из тревожных ситуаций существенно усилился. В настоящее время проблеме тревожности посвящено большое количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. Целью нашего исследования является: выявить особенности проявления тревожности у школьников младшего возраста. . Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: проявление тревожности у младших школьников. Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач: 1. Охарактеризовать понятие тревожности в психологии 2. Изучить причины тревожности у детей. 3. Выявить понятие и причины школьной тревожности. 4. Установить социально и личностно-значимые паттерны поведения школьников младшего возраста. 5.Изучить паттерны поведения у школьников младшего возраста с повышенной тревожностью на примере гимназии № 60 г.Казань. Гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте дети с высоким уровнем тревожности чаще прибегают к защитному поведению и используют в основном социально-нежелательные паттерны поведения, которые не способствуют личностному развитию ребенка; а дети с низким уровнем тревожности в основном используют социально-желательные и личностно-значимые паттерны поведения.. Для решения поставленной задачи было проведено эмпирическое исследование на базе гимназии № 70,г.Казань, с участием 72 детей младшего школьного возраста. Методологической основой изучения особенностей тревожности у детей явились концептуальные подходы, принципы, разработанные в психологии и коррекционной психологии при изучении тревожности как эмоционального состояния, создающегося при определенной ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности. Мы учитывали также концепцию A.M. Прихожан; автор считает, что проблема тревожности как относительно устойчивое личностное образование редко проявляется в своем чистом виде и включается в контекст широкого круга вопросов социального характера. Решение частных вопросов опиралось на рассмотрение особенностей детей младшего школьного возраста. При написании данной работы были использованы труды следующих авторов: Абрамова Г.С., Астапов В. М., Баркан А.И., Безруких М.М., Буянов М.И., Гордон Л.А.,Захаров А.И., Ишманская М.Л., Кочубей Б.И., Косырев В.Н., Лютова Е.К.. Методы исследования: В исследовании использовался комплекс обоснованных и наиболее позитивно зарекомендовавших себя в исследовательской практике методов и методик: сравнительный анализ, анкетирование, тестирование, анализ школьной документации. Для анализа результатов исследования использовались методы математической статистики. Глава 1.:Понятие и характеристика школьной тревожности
|
|||
|