|
|||
Возрастной аспект тревоги ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Возрастной аспект тревоги Согласно З.Фрейду, каждому возрасту свойственны определенные условия возникновения страха. Каждому возрасту свойственен свой вид страхов, который в случае нормального развития, со временем исчезает. Детские страхи несут адаптивную функцию в познании окружающего мира и способствуют развитию ребенка, если у него достаточно ресурсов, чтобы справиться с беспокойством. Поэтому не надо ограждать ребенка от опасностей, надо научить его эти опасности преодолевать. В младенчестве формируется «базовое доверие к миру» или недоверие, что определяет дальнейшее психическое развитие личности (поэтому нельзя отрывать ребенка от материнской груди). В дошкольном и младшем школьном периоде тревожность не является устойчивым образованием, а выступает в роли детско-родительских взаимоотношений. Критическим периодом в развитии тревожности является подростковый возраст. Закрепление тревожности связано с неудовлетворением ведущей потребности возраста, формированием «Я-концепции» (самосознания), когда подросток должен ответить себе на вопрос: «Кто Я?» Закрепляясь в качестве личностного образования благодаря своей защитной функции, тревожность оказывает влияние на формирование личности в целом. В старшем школьном возрасте происходит становление защитных копинг-стратегий (или моделей поведения), т.к. именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к себе и окружающему миру, становятся актуальными потребности в психологической защищенности и самоутверждении. Возникает рассогласованность представлений ребенка о себе и мнения о нем окружающих, что выражается в повышении уровня тревожности и, как следствие, в повышении уровня агрессивности. При формировании стратегии совладания с проблемными ситуациями необходимо усиливать ориентацию подростка на собственные ресурсы, позволяющие самостоятельно справляться с трудностями (стратегия «разрешения проблем», «поддержка собственного достоинства и уверенности в себе»), и одновременно ослаблять ориентацию на помощь других людей («поиск социальной поддержки»). Важнейшую роль в становлении устойчивости личности к психической травме играют особенности привязанности ребенка к близкому взрослому. Особое влияние на использование ребенком определенных способов защиты оказывает личность отца. Выраженная вовлеченность родителя в жизнь ребенка, постоянная критика и контроль усиливают уровень тревожности. Родители с высоким уровнем фобий(страхов) выбирают стиль воспитания детей с высокой степенью контроля и слабой эмоциональной поддержкой (авторитарно-директивный стиль воспитания).
|
|||
|