Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как выживали?. Четыре года постоянного страха за свою жизнь



Как выживали?

Моя бабушка, медсестра по специальности, в годы оккупации нигде не работала. У нее было трое детей, которых нужно было прокормить. Инициативу по выживанию в оккупированном городе взяла на себя ее мать, моя прабабушка.  

Рассказывали, что она хорошо шила. Сшитые вещи вместе с дочерью и другими женщинами, живущими по соседству, бабушка Анастасия возила в поселок Койданово, где продавала на базаре. На вырученные деньги закупались продукты питания.

Возле барака был небольшой клочок земли, где жильцы разбили огороды, выращивая картофель и другие овощи, помогавшие выживать.

Весной, рассказывала тетя, детям чуть ли не каждый день варили суп из крапивы или щавеля. Мяса в нем не было. Вместо него добавляли чуть-чуть картофеля и другие овощи. Хлеб тоже пекли сами, когда удавалось достать муку.

Жильцы соседнего подъезда, немцы, знали, что соседи не жируют, но время от времени наведывались к минчанам, чтоб чего-нибудь выклянчить.

Запомнился рассказ дяди, как двое немецких солдат явились к бабушке Анастасии, чтобы выпросить у нее сало и яйца. Продуктов они не получили, так как их в доме не оказалось.

Солдаты Рейха обшарили своими жадными взглядами все кухонные шкафчики, зашли в кладовку и ушли ни с чем, совершенно, не понимая, как выживает местное население с детьми при полном отсутствии продуктов.

Четыре года постоянного страха за свою жизнь

Публичные казни, расстрелы происходили в другом конце Минска. На Грушевке бывали только облавы, а иногда и обыски, когда разыскивали сбежавших из гетто евреев или партизан и подпольщиков, совершавших диверсии на Товарной станции.

Кто-то из соседей моих родственников прятал в своей квартире двух женщин, мать и дочь, ушедших из гетто. Им помогли переправиться в партизанский отряд. В лесу те прожили несколько месяцев, но потом вернулись обратно к своим спасителям, рассказав, что у партизан им было слишком страшно, потому что там часто стреляли.

Но семья, прятавшая их ранее, не захотела рисковать своей жизнью. Им ответили:

- Если у партизан было плохо и страшно, возвращайтесь обратно в гетто…

Говорили, что они вернулись туда. Но после этого их никто и уже никогда больше из жителей поселка не видел. Скорей всего, мать и дочь постигла участь других жителей Минского гетто – газовая камера или расстрел.

***

Свидетельницей кровавой расправы над незнакомой девушкой, которую хотели угнать в Германию, стала тетя Грета, находившаяся однажды с подружками рядом со станцией Товарная.

Это случилось летом 1943 года. Большую группу людей пригнали на станцию из центра Минска. Подогнали товарные вагоны, в которые стали медленно забираться люди.

Внезапно девушка в светлом платье и с длинной косой юркнула под вагон, пробралась под ним и побежала прочь от этого проклятого места, перескакивая через рельсы.

Тетя Грета и ее подруги, которые наблюдали издалека за беглянкой, очень надеялись, что немцы и полицаи бегства девушки не заметят и что той удастся скрыться в частном секторе за железной дорогой.

Но бдительные полицаи, выслуживавшиеся перед немецкими хозяевами, заметили девушку, проскочили под вагонами и стали стрелять из винтовок. Несколько пуль сразили девушку наповал. Светлое платье мгновенно окрасилось в багряный цвет. Девушка упала на насыпь, от которой оставались считанные шаги до жилого квартала, в котором она видела свое спасение от плена.

Полицаи подбежали к своей жертве, склонились над ней, проверяя, жива она или нет. Видимо, девушка была мертва. Двое мужчин в униформе взяли ее за пятки и поволокли через рельсы обратно к составу, чтобы показать фашистам свою отличную работу.

Эта трагедия оккупированного Минска случилась на железнодорожных путях возле современного перекрестка улиц Фабрициуса и Железнодорожной, где сейчас стоит завод медпрепаратов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.