|
|||
ФВО ДВГТУ. Общая военно-морская кафедра. по боевым средствам флота. Общие сведения о торпедном оружии. Владивосток. УТВЕРЖДАЮ. Начальник ОВМК. полковник С. Зайцев. ЛЕКЦИЯ. по боевым средствам флота. Тема № 13 Общие сведенияСтр 1 из 6Следующая ⇒ ФВО ДВГТУ Общая военно-морская кафедра
ЛЕКЦИЯ по боевым средствам флота
Тема № 13 "Общие сведения о торпедном оружии" Владивосток 2003 г УТВЕРЖДАЮ Начальник ОВМК полковник С. Зайцев «_____»____________________200 г.
ЛЕКЦИЯ
по боевым средствам флота Тема № 13 "Общие сведения о торпедном оружии"
Рассмотрено на заседании ОВМК Протокол №__________________ от «_____» ____________200 г.
Учебные и воспитательные цели:
• Изучить классификацию торпедного оружия, устройство торпедных аппаратов • Формировать высокие моральные и боевые качества
Время: 2 часа
Учебные вопросы:
1. Назначение, классификация и размещение торпедного оружия. 2. Понятие об устройстве торпед и торпедных аппаратов. 3. Системы приборов управления торпедной стрельбой.
Литература:
Учебник "Боевые средства флота" ч.2 Р. Венникас, стр.75-80 Задание на самоподготовку: Изучить: классификацию торпедного оружия Знать: - основные части торпеды - основные системы стрельбы торпедных аппаратов ВВЕДЕНИЕ При всех положительных качествах минного оружия ему присущ один весьма существенный недостаток: мина - пассивна, т.е находится в ожидании, когда цель приблизится на расстояние реагирования аппаратуры неконтактного взрывателя. Однако именно развитие минного оружия подтолкнуло ученых к созданию самодвижущихся снарядов - торпед. Предшественниками торпед стали шестовые и буксируемые мины. В 1862 г. русский военный инженер Тизенгаузен предложил так называемый «миноносный таран» — бочонок с 50 кг взрывчатого вещества, закрепленный в носу катера на шесте. При подходе к противнику шест опускался и заряд (мина), погруженный в воду, от удара в борт неприятельского корабля взрывался. Впервые эти мины применялись русскими моряками на Дунае и Черном море во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Позднее С. О. Макаровым были разработаны мины-крылатки, которые буксировались катером, на длинном тросе. Для устойчивости движения эти мины имели вертикальные и горизонтальные крылья. Во время атаки катер, огибая атакуемый корабль, подводил мину-крылатку под его корпус. Взрыв осуществлялся с помощью электротока с борта катера. В ночь на 29 мая 1877 г. катера С. О. Макарова атаковали на Сулинском рейде отряд турецких кораблей. В результате атаки был сильно поврежден броненосец. Очередной удар Макаров нанес под Сухуми. Под броненосец «Ассари-Шев-кет» двум катерам удалось подвести и взорвать мины-крылатки. Сильно поврежденный броненосец сел на грунт. В 60-х годах XIX в, появляются научно-технические предпосылки для создания самодвижущихся мин. Интенсивное развитие, начиная с первой половины XIX в., получил в кораблестроении винтовой движитель. В конце 50-х годов была открыта возможность получения сжатого воздуха и началось его широкое промышленное применение. Таким образом была решена одна из главных проблем создания торпед — проблема источника энергии для двигателя, работающего под водой. Термин«торпеда» возник задолго до появления самих торпед. Его появление связано с именем Р. Фультона, который назвал мину, подводимую под корпус «Торпедо», что на латыни означает электрический скат. Создатели нового морского оружия — и русский изобретательИ. Ф. Александровский, и английский инженерР. Уайтхед также назвали созданные ими подводные самодвижущиеся снаряды «Торпедо». В русском флоте все связанное с подводным взрывом традиционно относилось к минному делу. Термин«мина» с добавлением «заграждения», «шестовая», «буксируемая» и т. д. прочно вошел в лексикон русских моряков. Естественно, что когда появились торпеды, они стали называться не иначе как «самодвижущиеся мины». Под этим названием они просуществовали в нашем флоте до середины 20-х годов XX в. и дали название своим носителям-миноносцам и эскадренным миноносцам. Заявление И. Ф. Александровского об изобретении им торпеды было сделано за год до того, как в 1866 г. аналогичное заявление сделал английский инженер Р. Уайтхед. В ночь на 28 декабря 1878 г. состоялась первая в истории торпедная атака. Русские катера проникли на Батумский рейд и выпустили торпеды по турецкому броненосцу «Махмудие», но атака оказалась неудачной. В ночь на 27 января при атаке тех же катеров с дистанции около 60 м обе торпеды взорвались у борта вооруженного парохода «Интибах», который через несколько минут затонул. В период двух мировых войн торпедное вооружение вместе с артиллерийским оставалось основным ударным оружием ПК и ПЛ. В 60-х гг. позиции торпедного оружия были потеснены ракетами, однако и сейчас оно остается важнейшим оружием ПЛ, ПК и морской авиации. Одна из причин этого заключается в том, что торпедное оружие по воздействию на корабль обладает большей эффективностью по сравнению с ПКР. Как правило для уничтожения корабля класса КР, ЭМ и СКР требовалось 1-2 попадания торпед, а быстро потопить таким количеством ПКР эти корабли, как показал опыт войн и конфликтов 60-80-х гг., было сложно (1967 г. ЭМ "Эйлат" 2 550т погиб от 4 ПКР П-15,1971г. ЭМ "Хайбер" 3 360 т погиб от 2 ИКР П-15, СКР "Кукри" 1 530 т погиб от 1 торпеды, 1982 г. КР "Генерал Бельграно" 13 650 т погиб от 2 торпед). Поэтому и в настоящее время основным назначением торпед является поражение надводных кораблей. Кроме того после ВМВ торпеды стали и самым эффективным оружием для поражения подводных лодок. Таким образом, современные торпеды являются грозным морским оружием, способным выполнять специфические , свойственные только ему задачи. Они способны самостоятельно обнаружить цель, классифицировать ее, догнать на высокой скорости (40 - 65 узл.) и уничтожить, достигая при этом глубин хода до 500 - 800 метров Из данной лекции вы узнаете более подробно о предназначении, устройстве, классификации, размещении торпедного оружия, а также о современных системах приборов управления торпедной стрельбой.
|
|||
|