Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практикум по возрастной психологии Тема: Диагностика определения акцентуаций характера



 

Ткач Анастасия

21.05.2020 Практикум по возрастной психологии Тема: Диагностика определения акцентуаций характера

Подростковый кризис

(конспект)

       Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости.

       Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Л.И. Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («Способность к целеполаганию»), а на второй фазе (15-17 лет) – осознанием своего места в будущем.

       По мнению Л.И. Божович, кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый.

       К позитивным сдвигам автор относит новый уровень самосознания (центральное новообразование), который связан со способностью подростка познать самого себя как личность, с присущими именно ей качествами. Механизмом развития самосознания является рефлексия.

       По мысли Л.С. Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. Автор отмечает, что подростничество распадается на две фазы – негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Л.С. Выготский полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Следующая фаза – фаза интересов – характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

       Давая характеристику симптомам негативной фазы подросткового возраста, Выготский отмечает: а) их крайнюю вариативность; б)ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения.

       Наиболее популярным среди отечественных исследователей подросткового кризиса является клиническое описание младших подростков, данное в большой работе под редакцией Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков».

       Главный тезис авторов состоит в том, что у детей этого возраста формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.