|
|||
Современные тенденции развития СМИ. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 3. Современные тенденции развития СМИ.
3.1 Социальный контекст развития СМИ. Развитие СМИ в России проходит под влиянием факторов политического, экономического и технологического характера. Политический фактор.В рамках этого фактора в российском обществе продолжаются преобразования. На фоне развития прав и свобод, институт СМИ в целом (формально) освободился от прямого политического и административного контроля со стороны государства, существовавшего в советский период. При этом сохранился механизм неформальной самоцензуры. Это проявляется в формировании экономической зависимости СМИ от власти, особенно в регионах. Наиболее влиятельные и массовые отряды СМИ, особенно телевидение, действуют в ограниченном политическом пространстве и предлагают приглаженную картинку. Это говорит об особенностях развития российского общества, для которого характерна незрелость и зависимость от власти.
Экономические факторы.На СМИ влияют и краткосрочные экономические процессы, связанные с экономическими кризисами, и глобальные экономические преобразования, связанные с появлением экономики нового типа, ориентируемой на прямые коммуникативные технологии в обход посредничества СМИ. Экономическая конкуренция со стороны новых каналов коммуникации (особенно мультимедийных), лишила СМИ монополии на массовое распространение общественно-значимых событий. Внимание и время потребителей информации теперь распределяются между большим количеством каналов массовой информации. Доля СМИ в общем потоке информации падает. Усиливающаяся конкуренция подрывает экономическую основу классических СМИ – телевидения, радио, и особенно, печатной прессы. Следствием этого становится снижение количества подписчиков, снижение доходов от продажи изданий в розницу. Снижение тиражей, ведет к падению интереса со стороны рекламодателей. Поэтому многие СМИ вынуждены искать новые бизнес-модели взамен той, что существовала в мировой медиаотрасли в ХХ веке. Экономический фактор.Экономические проблемы СМИ оказывают значительное влияние на редакционную политику СМИ, хотя не всегда это влияние бывает заметно широкой аудитории.
Технологические факторы.Технологические новшества связаны как с новыми средствами доставки сообщений (интернет), так и с новыми сетевыми технологиями производства и потребления информации (блогосфера, социальные сети и т.п.). Значительное число людей не только потребляют информацию, но и сами ее создают. Получается, что профессиональные СМИ сегодня конкурируют не только между собой, но и с огромной армией любителей. В этой ситуации редакции СМИ ищут новые технологии, подходы в добыче, переработке, подаче и доставке информации. На этом фоне ведутся дискуссии о будущем СМИ, о конвергенции (слиянии), диверсификации информационного бизнеса, мультимедийности и пр. Сегодня СМИ переживают интересную в концептуальном плане, но и очень трудную в экономическом и профессиональном плане эпоху. Можно обозначить тенденцию перехода от классической системы СМИ к новой, где авторствующая публика будет проявлять сопоставимую с профессиональными СМИ активность.
|
|||
|