![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспертный опрос педагогов и родителей учащихсяЭкспертный опрос педагогов и родителей учащихся Метод экспертных опросов позволяет получить информацию о симптомах школьной тревожности, проявляющихся во взаимодействии с учителями и родителями. Такой подход обеспечивает «внешний» взгляд на отношение ученика к различным компонентам образовательной среды, что является ценным диагностическим материалом. В то же время при обследовании будем помнить, что результаты подобной диагностики во многом зависят от особенностей социальной и мотивационной сфер оцениваемого ребёнка. Некоторые родители или учителя склонны драматизировать состояние ребёнка или, напротив, скрывать те или иные особенности его поведения. Поэтому метод экспертных опросов желательно применять в сочетании с другими диагностическими средствами. Методика может использоваться для диагностики школьной тревожности в 1-11-х классах. Опрос может проводиться индивидуально в режиме беседы или же в групповой форме (например, на родительском собрании). В последнем случае он проводится путём анкетирования. Необходимые материалы. Бланк опроса. Инструкция. «Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для вашего ребёнка» (для родителей). «Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для... (имя и фамилия ребёнка)» — для учителей. Таблица 4. Карта (результаты) наблюдения на уроке
Поза
Жесты
Интонация
Таблица 5. Результаты оценивания
Обработка результатов. При обработке результатов учитывается количество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами. Практика применения анкеты показывает: наличие у ребёнка школьной тревожности обусловлено 5-6 и более признаками, отмеченными в колонке «Да» при ответах на вопросы 1-16. Вопрос 17 в некоторых случаях также может предоставить психологу ценную дополнительную информацию. Ниже приведены варианты оценок поведения Серёжи и Андрея, учеников 2-го класса, учителем. Для Андрея характерна повышенная школьная тревожность, для Серёжи — соответствующая возрастной норме (табл. 5). Таким образом, диагностика тревожности поможет как можно раньше выявить детей, которым в школе дискомфортно, которые учатся с большим напряжением нервной энергии, что может привести к срыву, к дидактогенным неврозам и другим заболеваниям. А если учителя выявят таких детей ещё в начальной школе или в среднем звене и начнут с ними работать, то многих бед удастся избежать.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|