|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспертный опрос педагогов и родителей учащихсяЭкспертный опрос педагогов и родителей учащихся Метод экспертных опросов позволяет получить информацию о симптомах школьной тревожности, проявляющихся во взаимодействии с учителями и родителями. Такой подход обеспечивает «внешний» взгляд на отношение ученика к различным компонентам образовательной среды, что является ценным диагностическим материалом. В то же время при обследовании будем помнить, что результаты подобной диагностики во многом зависят от особенностей социальной и мотивационной сфер оцениваемого ребёнка. Некоторые родители или учителя склонны драматизировать состояние ребёнка или, напротив, скрывать те или иные особенности его поведения. Поэтому метод экспертных опросов желательно применять в сочетании с другими диагностическими средствами. Методика может использоваться для диагностики школьной тревожности в 1-11-х классах. Опрос может проводиться индивидуально в режиме беседы или же в групповой форме (например, на родительском собрании). В последнем случае он проводится путём анкетирования. Необходимые материалы. Бланк опроса. Инструкция. «Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для вашего ребёнка» (для родителей). «Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для... (имя и фамилия ребёнка)» — для учителей. Таблица 4. Карта (результаты) наблюдения на уроке
Таблица 5. Результаты оценивания
Обработка результатов. При обработке результатов учитывается количество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами. Практика применения анкеты показывает: наличие у ребёнка школьной тревожности обусловлено 5-6 и более признаками, отмеченными в колонке «Да» при ответах на вопросы 1-16. Вопрос 17 в некоторых случаях также может предоставить психологу ценную дополнительную информацию. Ниже приведены варианты оценок поведения Серёжи и Андрея, учеников 2-го класса, учителем. Для Андрея характерна повышенная школьная тревожность, для Серёжи — соответствующая возрастной норме (табл. 5). Таким образом, диагностика тревожности поможет как можно раньше выявить детей, которым в школе дискомфортно, которые учатся с большим напряжением нервной энергии, что может привести к срыву, к дидактогенным неврозам и другим заболеваниям. А если учителя выявят таких детей ещё в начальной школе или в среднем звене и начнут с ними работать, то многих бед удастся избежать.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|