Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экспертный опрос педагогов и родителей учащихся



Экспертный опрос педагогов и родителей учащихся

Метод экспертных опросов позволя­ет получить информацию о симпто­мах школьной тревожности, прояв­ляющихся во взаимодействии с учи­телями и родителями. Такой подход обеспечивает «внешний» взгляд на отношение ученика к различным компонентам образовательной сре­ды, что является ценным диагности­ческим материалом. В то же время при обследовании будем помнить, что результаты подобной диагностики во многом зависят от особенностей социальной и мотивационной сфер оцениваемого ребёнка. Некоторые родители или учителя склонны дра­матизировать состояние ребёнка или, напротив, скрывать те или иные особенности его поведения. Поэтому метод экспертных опросов желатель­но применять в сочетании с другими диагностическими средствами.

Методика может использовать­ся для диагностики школьной тре­вожности в 1-11-х классах.

Опрос может проводиться ин­дивидуально в режиме беседы или же в групповой форме (например, на родительском собрании). В послед­нем случае он проводится путём ан­кетирования.

Необходимые материалы. Бланк опроса.

Инструкция. «Отметьте, пожа­луйста, варианты поведения, харак­терные для вашего ребёнка» (для ро­дителей).

«Отметьте, пожалуйста, вариан­ты поведения, характерные для... (имя и фамилия ребёнка)» — для учителей.

Таблица 4. Карта (результаты) наблюдения на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жесты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интона­ция

 

 

 

 

 

 

Признаки

Занда

Надя

Вербальные

 

«Я боюсь» (и смысловые эквиваленты)

 

**

«Я не знаю» (и смысловые эквиваленты)

 

****

«Я не буду отвечать» (и смысловые эквиваленты)

*

 

Невербальные

Мимика

Непроизвольное подёргивание век

 

 

Расширенные глаза

 

*

Потупленный взгляд

*

 

Лицо без эмоций

 

 

Бледность лица

 

 

Покраснение лица

 

***

Испарина

 

 

Взгляд «мимо доски», «мимо учителя»

 

 

Плотно сжатые губы

*

 

Втягивание головы в плечи

 

•♦♦

Наклон к парте

 

****

Раскачивание на стуле

**

 

Подсовывание рук под ноги

*

 

Привставание в момент поднятия руки

 

 

**

Небрежное поднятие руки

 

 

Напряжённое поднятие руки («трясущаяся рука»)

 

*

Закрывание лица руками

 

 

Подёргивание рукой, ногой

*

 

Покусывание ручки, карандаша

 

***

Перекладывание предметов по парте

 

 

Заламывание пальцев, рук

 

 

Прерывистый голос

 

 

Плаксивая интонация (вплоть до слёз)

 

**

Тихий голос

 

 

Вопросительная интонация в утвердительных предложениях

 

**

Итого:

 

вербальных признаков тревожности

 

невербальных признаков тревожности

 
               

Таблица 5. Результаты оценивания

 

Признак

Миша

Санал

    Да Нет Да Нет
1. Высказывает нежелание ходить в школу   # *  
2. Боится опоздать в школу   *   *
3. Не заходит в класс, если опоздал на урок   *   *
4. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слёзы   *    
5. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе       *
6. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учёбу много времени   #   *
7. Если задание кажется слишком сложным, может          ; бросить его, не доделав   * *  
8. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах   *    
9. На уроках рассеян *   *  
10. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их   *   *
11. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой   *    
12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями   *    
13. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами   * *  
14. На контрольных работах, при ответе v доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания   * *  
15. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников пли нарушить ход урока другими способами   * *  
16. Нет друзей среди одноклассников   *    
17. Дополнительная информация, которая кажется вам важной    

Чуть что, хлопает дверью и уходит

Итого

 

Обработка результатов. При об­работке результатов учитывается ко­личество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами.

Практика применения анкеты показывает: наличие у ребёнка школьной тревожности обусловлено 5-6 и более признаками, отмечен­ными в колонке «Да» при ответах на вопросы 1-16. Вопрос 17 в некото­рых случаях также может предоста­вить психологу ценную дополни­тельную информацию.

Ниже приведены варианты оценок поведения Серёжи и Андрея, учеников 2-го класса, учителем. Для Андрея характерна повышенная школьная тревожность, для Серёжи — соответствующая возраст­ной норме (табл. 5).

Таким образом, диагностика тревожности поможет как можно раньше выявить детей, которым в школе дискомфортно, которые учат­ся с большим напряжением нервной энергии, что может привести к сры­ву, к дидактогенным неврозам и дру­гим заболеваниям. А если учителя выявят таких детей ещё в начальной школе или в среднем звене и начнут с ними работать, то многих бед удастся избежать.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.