Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Школьная тревожность ученика: способы ее выявления.



Школьная тревожность ученика: способы ее выявления.

Успешность в обучении во многом зависит от того, насколько комфортно дети чувствуют себя в школе. Даже детали поведения могут сигнализировать о том, что ребенок испытывает дискомфорт, что приводит к школьной тревожности – состоянию, ведущему к дидактогенным неврозам и другим заболеваниям.

Школьная тревожность проявляется в поведении ребят весьма разнообразно, порой неожиданно, «маскируясь» под другими проблемами. Основные ее диагностические признаки – пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок ребенок начинает чаще болеть, его сопротивляемость соматическим заболеваниям снижена. Каковы же причины школьной тревожности?

 

Этап обучения Возрастные задачи развития Социально-педагогическая ситуация Типичные причины школьной тревожности
1-й класс Освоение приё­мов учебной деятельности и системы школь­ных требова­ний, формиро­вание произ­вольности пси­хических процессов Изменяющаяся: предполагает освоение новых вариантов роле­вого взаимодей­ствия (ученик — учитель, уче­ник — однок­лассники, уче­ник — роди­тели) Изменение требований со сторо­ны взрослых. Необходимость придерживаться правил школь­ной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизио­логических нагрузок. Необходимость осваивать роле­вое взаимодействие со значимы­ми другими (учителями, одно­классниками). Столкновение с системой школьных оценок
2-3-й (4-й) классы Развитие поз­навательной сферы, выра­ботка и закреп­ление эффек­тивного стиля учебно-познава­тельной дея­тельности Стабильная (как правило): ребёнок нахо­дится в системе привычных школьных тре­бований, взаи­модействует со знакомыми людьми (учителями, од­ноклассниками) Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Неуспешность во взаимодей­ствии с учителями или одноклассниками. Несоответ­ствие ожиданий родителей учебным результатам ребёнка
5-й класс Начало процес­са смены веду­щего вида дея­тельности с учебной на интимно-лич­ностное обще­ние со сверст­никами Изменяющаяся: ребёнок стал­кивается с принципиально новой системой организации учебного процесса Необходимость осваивать новую «школьную территорию». Увеличение количества учебных дисциплин. Увеличение числа учителей. Отсутствие преемст­венности в требованиях, предъ­являемых учителями начальной школы и среднего звена, а также разнообразие требований учите­лей. Смена классного руководи­теля. Необходимость адаптиро­ваться к новому (или изменён­ному) классному коллективу. Неуспешность во взаимодей­ствии с учителями или одно­классниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспеш­ность. Резкое изменение в уров­не родительского контроля и , помощи
6-8-й классы     Развитие само­сознания. Формирование абстрактного мышления. Формирование чувства взрос­лости Стабильная (как правило): подросток нахо­дится в системе привычных школьных тре­бований, взаи­модействует со знакомыми людьми (учите­лями, одноклас­сниками) Неуспешность во взаимодей­ствии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неус­пешность. Гиперопека со сторо­ны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребёнка. Трудности переживания кризиса подросткового возраста. Астенизация как следствие бур­ного физиологического развития
9-й класс Первичное про­фессиональное самоопределе­ние Изменяющаяся: подросток за­канчивает ос­новной этап школьного обучения и оказывается перед пробле­мой выбора дальнейшего образовательно­го маршрута Неопределённость дальнейших жизненных перспектив. Переживание ответственности выбора, подкрепляемое советами родителей и педагогов. Выпускные экзамены и конкурс­ный (в ряде случаев) набор в 10-й класс. Неуспешность во взаимо­действии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность
10-й класс Профессиональ­ное и личност­ное самоопре­деление Изменяющаяся: учащийся стал­кивается с принципиально новым уровнем требований, усложнением учебной прог­раммы Резкое усложнение учебной программы. Изменение системы контроля и оценки знаний. Необходимость адаптироваться к новому (или изменённому) клас­сному коллективу. Неуспешность во взаимодейст­вии с учителями или одноклас­сниками. Хроническая или эпи­зодическая учебная неуспешность
11-й класс Профессиональ­ное и личност­ное самоопре­деление Изменяющаяся: учащийся за­канчивает школьное обучение и оказывается перед необходи­мостью конкре­тизации собст­венных жиз­ненных перс­пектив Неуспешность во взаимодейст­вии с учителями или одноклас­сниками. Хроническая или эпизодическая учебная неус­пешность. Выпускные экзамены. Переживание ответственности совершаемого выбора, подкреп­ляемое советами и контролем родителей и педагогов. Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в вузы

 

 

Мы выделили несколько возрастно – специфических форм проявления тревожности (табл. 2).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.