Успешность в обучении во многом зависит от того, насколько комфортно дети чувствуют себя в школе. Даже детали поведения могут сигнализировать о том, что ребенок испытывает дискомфорт, что приводит к школьной тревожности – состоянию, ведущему к дидактогенным неврозам и другим заболеваниям.
Школьная тревожность проявляется в поведении ребят весьма разнообразно, порой неожиданно, «маскируясь» под другими проблемами. Основные ее диагностические признаки – пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок ребенок начинает чаще болеть, его сопротивляемость соматическим заболеваниям снижена. Каковы же причины школьной тревожности?
Этап обучения
| Возрастные задачи развития
| Социально-педагогическая ситуация
| Типичные причины школьной тревожности
|
1-й класс
| Освоение приёмов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических процессов
| Изменяющаяся: предполагает освоение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик — учитель, ученик — одноклассники, ученик — родители)
| Изменение требований со стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость осваивать ролевое взаимодействие со значимыми другими (учителями, одноклассниками). Столкновение с системой школьных оценок
|
2-3-й (4-й) классы
| Развитие познавательной сферы, выработка и закрепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности
| Стабильная (как правило): ребёнок находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)
| Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Несоответствие ожиданий родителей учебным результатам ребёнка
|
5-й класс
| Начало процесса смены ведущего вида деятельности с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками
| Изменяющаяся: ребёнок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса
| Необходимость осваивать новую «школьную территорию». Увеличение количества учебных дисциплин. Увеличение числа учителей. Отсутствие преемственности в требованиях, предъявляемых учителями начальной школы и среднего звена, а также разнообразие требований учителей. Смена классного руководителя. Необходимость адаптироваться к новому (или изменённому) классному коллективу. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Резкое изменение в уровне родительского контроля и , помощи
|
6-8-й классы
| Развитие самосознания.
Формирование абстрактного мышления. Формирование чувства взрослости
| Стабильная (как правило):
подросток находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)
| Неуспешность во взаимодействии с учителями или
одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребёнка. Трудности переживания кризиса подросткового возраста. Астенизация как следствие бурного физиологического развития
|
9-й класс
| Первичное профессиональное самоопределение
| Изменяющаяся: подросток заканчивает основной этап школьного обучения и оказывается перед проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута
| Неопределённость дальнейших жизненных перспектив. Переживание ответственности выбора, подкрепляемое советами родителей и педагогов. Выпускные экзамены и конкурсный (в ряде случаев) набор в 10-й класс. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность
|
10-й класс
| Профессиональное и личностное самоопределение
| Изменяющаяся: учащийся сталкивается с принципиально новым уровнем требований, усложнением учебной программы
| Резкое усложнение учебной программы. Изменение системы контроля и оценки знаний. Необходимость адаптироваться к новому (или изменённому) классному коллективу. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность
|
11-й класс
| Профессиональное и личностное самоопределение
| Изменяющаяся: учащийся заканчивает школьное обучение и оказывается перед необходимостью конкретизации собственных жизненных перспектив
| Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Выпускные экзамены. Переживание ответственности совершаемого выбора, подкрепляемое советами и контролем родителей и педагогов. Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в вузы
|
Мы выделили несколько возрастно – специфических форм проявления тревожности (табл. 2).