Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социальные и философские истоки бунта Раскольникова



4. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Различают социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова.

Социальные истоки: Раскольников остро воспринимает чужие страдания, протестует против несправедливо устроенного общества и мстит за униженное человеческое достоинство. Встреча с Мармеладовым и знакомство с его семьей производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Но подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу. Вот он получает письмо из дому, и становится очевидным, что судьба его матери и сестры не более светла, чем судьба Мармеладовых. И, подобно Мармеладову, Раскольников сознает, что виноват неискупимо. Ведь это ему, любимому сыну, мать шлёт последние копейки, ведь это ради него - любимого брата – Дуня идет на жертву не лучше «Сонечкиного жребия»: решается стать женой омерзительного Лужина…

Перед Раскольниковым встают вопросы, которые давно уже «начали его терзать и истерзали ему сердце». «А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать?.. Ведь тут надо теперь что-нибудь сделать, понимаешь ли ты это?» И ему припоминается вопрос Мармеладова: «Понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Именно ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, почти до бешенства, до безумия.

Весь ход повествования убеждает нас, что Раскольников – человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, помогает семье Мармеладова. Вместе с тем он горд, необщителен, одинок, быть может, более потому, что убежден в своей исключительности. А гордость его уязвляется на каждом шагу: он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, объясняться по этому поводу в полиции…

Философские истоки бунта: Раскольникова увлекает антихристианская идея «сверхчеловека», которому все позволено.

Убийство Раскольникова – это самопроверка героя: является ли он избранным, исключительным человеком, как Наполеон?

«Не для того, чтобы матери помочь я убил, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получив деньги и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного… Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил!».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.