|
|||
Композиция романа. Теория Раскольникова («Тварь ли я дрожащая или право имею?)2. Композиция романа В романе шесть частей. Только первая часть посвящена преступлению, остальные – наказанию. В первой части раскрывается внутренняя борьба студента Родиона Раскольникова, шаг за шагом прослеживается его путь к преступлению. Завершается первая часть незабываемо страшной сценой убийства. Остальные пять частей повествуют о том, что произошло после этого события. Т.о. главное место в романе занимает рассказ о наказании Раскольникова. Достоевский мастерски описывает состояние своего героя, его мысли, чувства, переживания, проникает в самые сокровенные уголки его измученной, истерзанной души. 3. Теория Раскольникова («Тварь ли я дрожащая или право имею?) На формирование теории Раскольникова большое влияние оказала личность великого французского императора и полководца Наполеона Бонапарта, которая в середине 60-х годов XIX века в России вызывала острый общественный интерес. Следует отметить, что после войны 1812 года пыл поклонения этому кумиру несколько охладел, однако в 60-е годы XIX века «идея сильной личности, способной подчинять себе людей», оказала большое влияние на развитие общественной мысли и имела большой успех у русской молодежи. В романе «Преступление и наказание» Наполеон упоминается не раз. Умный и наблюдательный следователь Порфирий Петрович замечает: «Ну, полноте, кто же у нас на Руси себя Наполеоном не считает?» Ещё Пушкин подметил черты появившихся в России многочисленных «маленьких наполеонов», философия которых и породила теорию Раскольникова: Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно… Выражение «тварь дрожащая» также использует Пушкин в своем стихотворении «Подражание Корану». Герой романа – сын своего трудного времени. Начальная мысль его теории принадлежит к числу тех, которые «витают в воздухе». В услышанном случайно разговоре студента и молодого офицера Раскольников улавливает идею, поразительно совпадающую с его собственной: убить «глупую, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять её деньги, «обреченные на монастырь», и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел». Но в разговоре остается спорным вопрос о том, справедливо ли это и можно ли, оставаясь человеком, решиться на убийство… Под низким потолком каморки, напоминающей гроб, рождается чудовищная по своей сути теория Раскольникова. Он приходит к убеждению, что человечество испокон веков делится на два разряда: на людей «обыкновенных, составляющих большинство, и на людей «необыкновенных», таких, например, как Наполеон, которым подчиняются «твари дрожащие» и разрешается «кровь по совести».. И это, по мнению Раскольникова, является вечным и непреложным законом: «…Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель… Так доселе велось и так всегда будет!» Герой, естественно, спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он мучительно размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь, а прирожденный властелин судьбы». Так созревает индивидуалистический[2] бунт Родиона Раскольникова.
|
|||
|