Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подготовка и планирование ревизии 



Подготовка и планирование ревизии 

Для проведения качественных ревизий и проверок силами вышестоящих организаций, органов государственного контроля, аудиторских организаций необходимо провести подготовительные работы. Продолжительность этих работ зависит от многих факторов, и прежде всего, от производственной мощности организации, численности работающих, объема учетных работ, формы собственности и источника финансирования деятельности организации.

Каждый метод контроля (ревизия, аудит, налоговая проверка и пр.) имеет свои особенности подготовки по времени и характеру.

Подготовительный период в системе экономического контроля зависит от ряда условий: вида контроля (ведомственный, государственный, вневедомственный и т. п.), от отношения к объекту контроля (внутренний, внешний), от организации осуществления контроля.

При систематической проверке одной и той же контролирующей организации в течение 3–4 лет подряд одной и той же организацией подготовительный период будет небольшим, и во многом он будет зависеть также от квалификации контролеров-ревизоров или аудиторов.

При проведении ведомственной комплексной ревизии или проверки по одному вопросу с привлечением специалистов различных служб подготовительный период может возрасти за счет более широкой подготовки. К этой работе привлекают работников различных заинтересованных служб и, прежде всего — работников производственного и технического отделов. Необходимо провести проверку технического уровня выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности на рынке, определить эффективность технологического процесса и технический уровень производственного оборудования.

Предварительная подготовка включает в себя ряд методических и организационных вопросов.

Методическая часть подготовки включает в себя изучение практического опыта ревизующего органа по аналогичным программам проверки. Также следует внимательно изучить материалы предыдущих ревизий данной организации. По этим материалам необходимо определить основные вопросы, поднятые ревизией, а также характер и формы вскрытых недочетов и нарушений, что поможет ревизорам обнаружить аналогичные недочеты и нарушения при осуществлении текущей ревизии.

Для участников ревизии подбираются систематизированный перечень действующих законодательных нормативных актов, нормы естественной убыли и выхода продукции, необходимые инструктивные материалы.

В организационной части подготовки составляется список необходимой оргтехники, пломбиров, печатей и др. Разрабатываются макеты объяснительных записок, заявлений, запросов, журналов регистрации вопросов и ответов и входящих и исходящих документов. Если в программе не были предусмотрены бланки документального оформления ревизии, то они разрабатываются во время подготовки ревизии.

Затем подбираются участники ревизии. Обычно в случае комплексной ревизии это специалисты по технологии производства, планированию, сбыту, снабжению, финансам, учету и т. д. Правильную расстановку сил на месте, слежение за полнотой и качеством проверки, оказание участникам ревизии практической помощи в работе, руководство оформлением материалов ревизии осуществляет руководитель ревизии.

Планирование численности контролеров-ревизоров в контролирующей организации должно осуществляться на основе научно обоснованных нормативов времени по проверке отдельных разделов бухгалтерского учета и отчетности. Эти нормативы времени должны учитывать сложность проверки отдельных разделов бухгалтерского учета, специфические и отраслевые особенности организации, объем информации в первичных документах.

При планировании численности работников контрольной организации, занятых в ревизионной проверке, необходимо принимать во внимание такие условия, как плановый период, характер проверки по сложности, цели и задачи ревизии или аудита.

Состав участников ревизии оформляется приказом по организации, которым устанавливается также срок ревизии. В приказе должна содержаться фраза об обязательном содействии всех работников организации проведению ревизии

Подготовка ревизоров завершается инструктивным совещанием, которое проводит руководитель ревизии. Руководитель дает ревизорам ряд практических советов, дает установки на основные вопросы, которые следует решить в ходе проверки, отвечает на вопросы ревизоров. Если в ходе совещание выясняется, что участники ревизии плохо знают необходимые нормативные материалы, недостаточно глубоко изучили деятельность намеченного к ревизии объекта, нужно отложить ревизию.

Участникам ревизии следует помнить о том, что ревизор — ответственный представитель ревизующего органа. Его права и обязанности должны быть прописаны в должностных инструкциях. Если ревизию проводит аудиторская фирма, то права и обязанности определяются договором.

Права ревизора. В соответствии с Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 2.04.1981 г. № 325 и Типовой инструкцией Министерства Финансов СССР от 14.09.1978 г. № 85 «О порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений, предприятий и хозяйственных организаций, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств», ревизор имеет право:

· проверять в ревизуемой организации денежные, бухгалтерские и другие первичные документы, наличие денег, ценностей и ценных бумаг у кассира и подотчетных лиц, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую отчетность, сметы, планы и другие необходимые документы по производственной и финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации;

· требовать от должностных лиц проверяемой организации все необходимые документы, справки, расчеты, заверенные копии отдельных документов для приобщения их к акту ревизии, устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизии;

· осматривать объекты строительства, территорию, склады, мастерские и другие производственные, хозяйственные и служебные помещения, строения, места хранения оборудования и т. п.;

· проводить контрольные обмеры выполненных строительно-монтажных работ и незавершенного строительного производства; проверять качество выполненных строительно-монтажных работ и выпускаемой промышленной продукции, соблюдение норм расхода и правильность списания сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.;

· привлекать, по согласованию с администрацией, работников ревизуемой организации к выполнению работ и заданий по ревизии;

· обращаться с запросами к другим организациям и лицам, не состоящим в штате организации, по вопросам ревизии; знакомиться с подлинными документами, находящимися в банковских учреждениях и других организациях, связанных с деятельностью ревизуемой организации;

· производить с ведома следственных органов, а при крайней необходимости самостоятельно изъятие подлинных документов, вызывающих сомнение или подтверждающих выявляемые факты подделок, подлогов и других злоупотреблений;

· при выявлении хищений, подлогов и других видов злоупотреблений денежными средствами, имущественными, товарно-материальными и другими ценностями с разрешения руководителя, назначившего ревизию, передавать на месте материалы ревизии следственным органам для расследования и привлечения к ответственности лиц, допустивших эти злоупотребления;

· пользоваться всеми видами связи для взаимодействия по делам ревизии с вышестоящей организацией и другими организациями;

· проверять и рассматривать жалобы и заявления по вопросам ревизии;

· обжаловать решения, принятые по акту ревизии.

Обязанности ревизора.Проводящий ревизию специалист обязан:

· поставить в известность об этом руководителя ревизуемой организации, сообщить о задачах ревизии, в ходе ревизии информировать его об отдельных выявленных недостатках и нарушениях для принятия мер к их устранению в период проведения ревизии;

· проверять законность финансово-хозяйственных операций, совершенных ревизуемой организацией, обеспечение, сохранность собственности, соблюдение сметно-финансовой и штатной дисциплины, постановку бухгалтерского учета и достоверность отчетности, качество первичных документов, правильность бухгалтерских записей и материального учета складского хозяйства; проверять фактическое наличие имущества и его соответствие учетным данным; выявлять случаи бесхозяйственности, расточительности, хищений, растрат, недостач, незаконного и непроизводительного расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, а также другие нарушения;

· точно и объективно освещать в акте ревизии все выявленные факты недостатков, злоупотреблений и хищений, неправильного составления или умышленного искажения бухгалтерской и другой отчетности, нарушения сметно-финансовой и штатной дисциплины, излишеств в расходовании средств и всякого рода бесхозяйственных потерь с указанием виновных лиц и размеров причиненного ущерба; обязательно подтверждать все обнаруженные факты документами или ссылками на них, а также требовать объяснения от виновных лиц;

· получать от руководителя и главного бухгалтера ревизуемой организации соответствующие объяснения одновременно с подписанием акта; обсуждать результаты ревизии на широком совещании работников ревизуемой организации;

· проверять полномочия должностных лиц и законность и целесообразность (эффективность) их действий;

· соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе ревизии;

· ставить вопросы привлекаемым экспертам в письменной форме;

· следить за безопасностью и в случае возникновения опасности немедленно покинуть ревизуемый объект.

Ревизору запрещается:

· оказывать давление на сотрудников ревизуемой организации;

· употреблять обвинительные суждения;

· угрожать наказанием;

· давать оценку должностным лицам;

· высказывать предположения;

· поддаваться на провокации;

· участвовать в увеселительных мероприятиях (например, праздновании дней рождения сотрудников организации);

· допускать неделовые отношения;

· прикасаться к проверяемым материальным ценностям;

· привлекать на роль экспертов специалистов ревизуемой организации.

Следующим шагом в процессе подготовки является непосредственное знакомство с объектом ревизии.

Для успеха ревизии немаловажное значение имеет ознакомление со структурой управления организацией, данные о которой могут содержаться в приказах по основной деятельности или в документах совета директоров. В ходе предварительного знакомства ревизионная комиссия должна уяснить систему документооборота проверяемой организации, ознакомиться с номенклатурой дел, отраслевыми особенностями, условиями производства, квалификацией учетного персонала, приказами о создании инвентаризационных комиссий и т. д. Следует пройти по цехам, складским помещениям, посетить службы и отделы, ознакомиться со структурой бухгалтерской службы предприятия, выяснить, какие на предприятии созданы контролирующие службы (например, отдел внутреннего аудита).

Для контроля за деятельностью подведомственных предприятий со стороны вышестоящих органов, а также для вневедомственного контроля необходимо проводить планирование. Каждая контролирующая организация строит свою работу на предстоящий год на основе текущего и перспективного плана ревизионной и аудиторской деятельности.

Планирование – это разработка контролирующим органом общего плана проверки с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения контроля, в том числе разработка программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления контрольных процедур, необходимых для осуществления поставленных задач.

Планирование контрольной деятельности осуществляется на всех уровнях контроля, начиная со службы внутреннего аудита и контроля внутри организации, заканчивая системой контроля Счетной палаты РФ, Министерства финансов РФ и др.

Планирование экономического контроля осуществляется с целью определения на предстоящий период перечня и условий осуществления ревизии соответствующим контрольно-ревизионным органом.

Планирование контрольно-ревизионной работы включает в себя составление перспективных и текущих планов, которые различаются продолжительностью планируемого периода.

Перспективные планы составляются на три, пять и более лет и включают в себя различные мероприятия по совершенствованию, подготовке и повышению квалификации кадров ревизоров-контролеров. Эффективность перспективного планирования контрольно-ревизионного аппарата выражается в более целенаправленном и рациональном использовании труда контрольно-ревизионных работников. В перспективном плане намечаются меры по внедрению новых форм и методов экономического контроля, совершенствованию действующих и разработке новых нормативных актов.

Текущие планы ревизионной работы контролирующей организации составляются на предстоящий год (квартал). Как правило, эти планы отличаются большей детализацией и включают перечень работ по контролю за производственно-финансовой деятельностью организации (ревизии, проверки, обследования, аудиторские проверки) и конкретные мероприятия по повышению квалификации контролеров-ревизоров. Годовой план контрольно-ревизионных работ составляется в поквартальном разрезе с точным указанием срока, даты начала ревизии, состава бригады контролеров-ревизоров.

К годовому плану прилагаются сведения о предыдущих ревизиях, аудиторских и других проверках с указанием, за какой период они проводились, графики отпусков работников. Годовые планы визирует руководитель контрольно-ревизионной службы и утверждает руководитель соответствующей организации. При возникновении изменений в перечне, порядке и сроках проведения плановых мероприятий оформляется дополнение к годовому плану и утверждается в том же порядке, что и сам план.

На основе годовых и квартальных планов каждый работник контрольно-ревизионной службы самостоятельно разрабатывает свой индивидуальный план работы на предстоящий квартал или год. В плане подробно указываются виды работ, подлежащих выполнению, сроки и фамилии составителей. Все индивидуальные планы подписывают соответствующие исполнители и утверждает руководитель контрольно-ревизионного органа.

Планирование контрольного мероприятия должно проводиться в соответствии с общими принципами организации контроля, а также в соответствии со следующими частными принципами:

· комплексности планирования;

· непрерывности планирования;

· оптимальности планирования;

· действенности планирования;

· конкретности плановых заданий;

· реальности планирования;

· гибкости и мобильности планирования.

акционерного общества и расчеты с бюджетом; проверка законности и эффективности использования внеоборотных активов. Перечисляются объекты ревизии, например: акционерное общество, его дочерние предприятия и филиалы. Часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений организации.

В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» перечисляются направления финансово-хозяйственной деятельности организации, например, внеоборотные активы: основные средства; капитальные вложения; ценные бумаги; вложения в уставный капитал; оборудование к установке.

В разделе «Средства и условия, необходимые для проведения ревизии» содержится перечень оргтехники, средств связи и доставки, условия проживания, время работы и др.

В разделе «Сроки и место исполнения» указываются время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.

В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен список лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.

В разделе «Формы документального оформления ревизии» приводятся образцы подписей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии.

Полная, правильно составленная программа ревизии концентрирует внимание ревизующего на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, то есть помогает ревизующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации, – при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов.

На основе программы создается план ревизии, который привязан к специфике конкретной организации, структуре ее управления, географическому расположению имущества, графику работы. Поэтому план составляется на месте ревизии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.