Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вся власть профессионалу!



Вся власть профессионалу!

На мой взгляд, исправно работавшие прежде институты "главных режиссёров" так же, как и схема управления "директор - главный режиссёр", безвозвратно остались в прошлом веке.

В советской схеме управления театральным делом главный режиссёр и директор, как в счастливой семье муж и жена, сходились по любви и на долгие годы. Неизвестно, как бы сложилась судьба молодого Жени Степанцева, приехавшего в Киров после многолетнего руководства театром Виталия Ланского, если бы не было рядом мудрого и очень театрального директора Анатолия Александровича Дёмина. Все, работавшие в то время директора понимали, что главный режиссер - это голова, а директор - шея. Лавровый венок - на голову, топором - по шее. При этом умная голова никогда не подставит свою шею, и никогда умная шея голову себе не будет выворачивать. Вместе работали долгие годы, вместе переезжали из города в город. Хоть формально приказы по театру подписывал директор, фактически осуществлялась воля главного режиссёра. К нему ехали актёры, он распределял роли, приглашал на постановки сторонних режиссёров и художников. Главный режиссёр, подписывая афишу, нёс персональную ответственность за уровень своего театра. На реализацию его репертуарной политики директором направлялись все ресурсы - кадровые, финансовые, административные. Двое делали главное дело - заботились об актёрах, укрепляли их авторитет, и тем добивались успеха, поднимая престиж своего театра и города.

Помним прошлые триумфы кировских театров. Премия Ленинского комсомола в ТЮЗе, Государственная премия в драмтеатре и его успешные гастроли в Москве и, наконец, участие нашего ТЮЗа со спектаклем "Снегурочка" в 1984 году в международном форуме деятелей детских театров мира - Ассамблее АССИТЭЖ. Только Кировский, Саратовский и Иркутский областные ТЮЗы вместе со столичными театрами Москвы, Риги, Еревана, Ленинградским им. Брянцева представляли мировому профессиональному сообществу уровень детских театров СССР!

…Потом перестройка, потом опять "до основанья, а затем"…

И вот мы в нынешнем сегодня "хотели, как лучше, а получилось - как всегда". В смутные времена нашим театрам удалось сохранить стабильность трупп и высокий потенциал только благодаря многолетнему художественному руководству Евгения Степанцева, Александра Клокова и Вадима Афанасьева.

Но сегодня желающих брать на себя бремя воспитания труппы - перековки "террариума единомышленников" в творческий коллектив - становится всё меньше и меньше. Подвижничество дивидендов не приносит! Ныне выгоднее зарабатывать на разовых постановках, проезжая по городам и весям и тиражируя свои "шедевры времён Очакова и покоренья Крыма". За "идеологическую направленность репертуара" тоже больше не платят. Свободы в театре стало много, а финансирование сократилось до минимума. Стабильность в новых условиях могут обеспечить только полные залы, сформированная театром своя постоянная зрительская аудитория.

Чиновниками от управления единоначалие в театре ныне отдано не главному режиссёру, а директору. Он утверждает контракты с актёрами и режиссёрами, решает, за счёт чего будет создаваться престиж театра и набиваться касса.

Но - парадокс! Чем будет осуществляться прокат - своими спектаклями, гастролёрами или "мероприятиями по случаю" - решает дирекция, а под сводной афишей по-прежнему стоит фамилия главного режиссёра! Только он, продолжает нести персональную ответственность за состояние труппы и качество идущего репертуара. За малейшее снижение уровня именно ему, главрежу, привычно пеняют и за кулисами, и из зала.

Две головы повернуты в разные стороны, и нужен высокий профессионализм театральных руководителей, чтобы не сломать сложившийся творческий уклад. "Директор театра" - арт-менеджер - профессия такая же уникальная, как и "главный режиссёр". Но пока не перестанут относиться к ней как к должности, на которую можно устроить "своего человечка", Дягилевых на Вятке не появится. В системе управления надо профессионалу, а не чиновнику со стороны вручать всю власть, наделять всеми полномочиями! Художественный руководитель должен нанимать по контракту директора-распорядителя, а не директор со стороны распоряжаться судьбой художников.

Практика театра последних лет доказала эффективность именно такого единоначалия. После смерти Георгия Александровича Товстоногова актёрская коллегия во главе с народным артистом Кириллом Лавровым долгие годы успешно руководила БДТ. По этой же схеме управления работал Вахтанговский театр под руководством народного артиста Михаила Ульянова. Сегодня блестящий организатор театрального дела, народный артист Олег Табаков собрал во МХТе им. Чехова и "Табакерке" блестящую труппу. Он не боится приглашать на постановки самых разных режиссёров, подчас противоположных взглядов и направлений. Этот рискованный творческий поиск привлекает самые разные категории зрителей и уже много лет даёт в этих театрах стопроцентную заполняемость. Сейчас за руководство новыми московскими театрами берутся уже ученики Олега Табакова - артисты Евгений Миронов и Сергей Безруков…

Поэтому в начале сезона, когда часть труппы Кировского облдрамтеатра демонстративно ушла с представления ей нового главного, я в этом не усмотрел ничего лично против Юрия Ардашева. Ведь все понимают, что художественный лидер приказом не назначается, им можно стать, только делом доказывая свою состоятельность долгие годы. "Театр Степанцева", как это ни горько осознавать, без Евгения Кузьмича уже не возродить. Впереди долгий и сложный путь новых исканий и проб с новыми режиссёрами. Поэтому представляется, что активный протест труппы был направлен против двойственной системы управления театром. Вместо одного художественного руководителя опять возникало две головы - директор и главный режиссёр. Одновременное служение двум богам - и музе, и копейке невозможно. Это неминуемо порождает нездоровый ажиотаж: "против кого сегодня дружим?"

Конфликт в сезоне удалось прикрыть, но "двухголовие" осталось. Боюсь, что дальнейшая неопределённость положения труппы неминуемо приведёт к новым скандалам и взрывам.

 

gtrk-vyatka.ru

Поворот на



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.