Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫ В ШКОЛЕ. Практическое занятие.



ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫ В ШКОЛЕ

 

Павловой К., РЛ-16-1.

Практическое занятие.

 

Образец таблицы

Параметры для сравнения Путь по ходу развития действия Проблемно-тематический путь
Количество часов, предлагаемых на изучение темы Семь часов Семь часов
Выбор пути анализа Путь по ходу развития действия (вслед за автором). Проблемно-тематический путь
Методы и приёмы анализа драматического произведения 1.На первом уроке живое слово учителя как основная форма изложения нового материала. 2.Беседа о драме. Ввод в анализ историко-бытовой комментарий. Подробный разбор экспозиции комедии. Комментированное чтение. Наводящие вопросы. 3.Вопросы для развития творческого воображения. Работа над словарем. 5.Аналитические вопросы. Работа с иллюстрациями как подготовка к освоению будущей «роли». 6.Работа учащихся над режиссерским планом 5-го действия. 1.Биографический рассказ. Работа над театральным словарем (викторина или гравюра с театральными сюжетами). Фронтальный опрос. Беседа. 2.Сравнение сцен «Ревизора» и комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы». Словарная работа. Рассказ по иллюстрациям. Выразительное чтение учителем отрывка из комедии. 3.Просмотр и зрительская оценка сцен комедии. Беседа о смысле композиции «Ревизора». 4.Сопоставление иллюстративных и сценических трактовок образа Хлестакова для выяснения его многогранности. Викторина. Беседа. 5. Беседа. Сопоставление различной актерской интерпретации городничего. 6.Обсуждение театрального спектакля.
ТЛП, осваиваемые и закрепляемые в процессе разбора пьесы и методика работы с ними Драма, метод: обращение к изученному материалу и сопоставление с ним; композиция драмы, эскпозиция, конфликт, ремарки, реплики, комедия, комизм, внесценические персонажи, вексценические действия, сатира, гипербола, типичный характер, развязка, идея, говорящие фамилии, немая сцена. Жанр, ремарки, сатира, юмор, конфликт, композиция, немая сцена, внешний и внутренний конфликты.
Работа над характеристикой образов литературных персонажей 1) Работа над именем, 2) Работа с репликами (речью персонажей), 3) Облик (с подачей историко-бытового комментария) и характер Работа с иллюстрациями (жесты, характерные черты), Деталями.
Виды чтения, используемые на уроках Комментированное чтение, выразительное чтение Выразительное чтение
Организация самостоятельного (домашнего) чтения учащихся Вводится после 2-го урока, по одному действию, включает выписку незнакомых слов и наводящие вопросы. Вводится с 1-го урока, по два и более действия, включает акцентирование образа Хлестакова, конфликтных моментов, подготавливающие и острые вопросы. Домашнее чтение осуществляется на первых двух уроках.
Роли проблемных ситуаций Проблемные ситуации ставятся, но незаметно попутно анализу произведения (в репликах персонажей и т.д.) при помощи наводящих вопросов и комментированного чтения, а также на заключительном этапе напрямую ставится обобщающий произведение проблемный вопрос. Проблемные ситуации звучат с первого урока, проблемные вопросы ставятся более остро, на каждом уроке. Самый острый вопрос: забавная пьеска или обличающее зеркало ставится на первом уроке и требует ответа на каждом последующем уроке.
Специфика работы по развитию речи учащихся Классное чтение с опорой на историко-бытовой комментарий, выразительное чтение подготовленных учеников, а также сочинение-впечатление. Письменные ответы на вопросы, написаний разных видов сочинений, выразительное чтение эпизодов.
Формы организации самостоятельной деятельности учащихся На первых двух уроках состоит из слушания, основной материал разбирается на уроках с подачи учителя. Рефлексия. Устные ответы на вопросы учителя. Работа с текстом. Предложение поразмышлять об отличительных чертах драмы. Составление таблицы Способы выражения комизма. А также домашнее задание (написание сочинения-впечатления, озаглавливание актов и т.д.). Просмотр видеофильма. С первого урока мы видим ввод в произведение, домашнее чтение в течение первых двух уроков, попытка анализа и осмысления произведения задается на дом. Ответ на вопросы, активная работа с текстом, выразительное чтение, участие в викторине, в игре, разные виды сочинений (сочинение-размышление, сочинение-характеристика), сопоставение иллюстраций, просмотр видеофильма.
Использование наглядности на уроках 1) Виды Петербурга (акварели Садовникова, изображение Александрийского театра), 2) афиша первого представления комедии, 3) портрет Гоголя работы Венецианова, 4) дом Гоголя на Малой Морской, 5) портрет актеров Дюры, Сосницкого, 6) зала театра, 7) декорация первого действия 8) Академия наук, 9) Гоголь, акварель И.Жерена 10) Иллюстрации П.Боклевского (облик актеров) 11) Показ эпизодов экранизации, 12) Иллюстрация А. Константиновского к «Ревизору», а именно «Возвращение Хлестакова к городничему после обеда» 13) Иллюстрации Д. Кардовского «Чиновники перед представлением Хлестакову», «Хлестаков и Анна Андреевна», 14) Иллюстрации А. Константиновского: «Хлестаков перед приемом чиновников», «Хлестаков берет деньги у Земляники», «Хлестаков и Марья Антоновна». 1) Портрет Гоголя работы Венецианова, 2) Акварель П. Каратыгина с изображенным Гоголем на репетиции спектакля, 3) Иллюстрации П.Боклевского, П. Кардовского и А. Константиновского для 1 действия. 4) Видеофильм (экранизация). 5) Просмотр спектакля.
Работа со сценической историей пьесы Подробное описание первой постановки пьесы (19 апреля 1836), особенно восприятия публикой комедии и описания публики. Более всего показано как ставилась пьеса, а также впечатление публики от первой постановки.
Виды художественно-творческой интерпретации комедии Написание сочинения о впечатлениях, задание на расположение иллюстраций по порядку соответственно сюжету, задание о предложении стать режиссером комедии и обдумывании собственного изображения эпизода комедии Написание разных видов сочинений (сочинения-размышления и сочинения-характеристики), викторина, расположить иллюстрации к пьесе по ходу развития действия/сопоставление иллюстраций.

В первом методе (пути анализа произведения по действию) доминирует роль и слово учителя в процессе образования. Это является и достоинством, так как ученики «правильно» освоят материал (в данном случае ученикам предложен богатый материал по анализу данного произведения), и недостатком, так как деятельность учеников сводится к успешному восприятию, данный метод не предусматривает обучения учеников навыку самостоятельного поиска информации, чего требует от нас современное информационное общество, основная информация дается и излагается учителем. Данный путь анализа максимально подробно раскрыл произведение, а также показывает «естественное» движение по произведению, что удобно при поэтапном чтении, которое мы увидели.

       Во втором методе учитель более отходит от роли дидактической. Данный путь анализа обозначил основной проблемный вопрос вначале изучения произведения и дальнейший анализ произведения шел, отталкиваясь от него. Данный путь не дал рассмотреть всю «канву» произведения так, как это было в первом методе работы, очень быстрый темп чтения произведения, что является и достоинством -- дает учителю время на разнообразие методов работы (викторина, игра и прочее), и недостатком – теряются, не усваиваются некоторые моменты.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.