|
|||
Формы организации спортивной тренировкиФормы организации спортивной тренировки Для достижения спортсменом состояния спортивной формы большое значение имеет правильный выбор средств и методов тренировки, а также условия быта, питание, рациональный режим дня. Но этого мало. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от правильного применения тренировочных средств и методов, от соблюдения специальных правил, так называемых принципов спортивной тренировки, к которым относятся: единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, постепенность увеличения нагрузок и необходимость максимальных нагрузок, волнообразность их динамики, цикличность, индивидуализация применяемых средств и методов тренировки.
Единство общей и специальной подготовки спортсмена. В условиях современного общества спорт - не самоцель, а одно из средств всестороннего развития человека. ОФП создает фундамент для достижения спортивного результата, а СФП способствует достижению высокого уровня необходимых спортсмену знаний, умений, навыков, физических и морально-волевых качеств.
Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается систематическими и регулярными учебно-тренировочными занятиями, плановым чередованием нагрузки и отдыха. Нагрузкой принято называть величину воздействия физических упражнений на организм занимающегося.
Постепенность увеличения и применение максимальных нагрузок являются обязательными условиями роста спортивных результатов. В соответствии с этим требованием объема и интенсивность тренировочной работы необходимо увеличивать, как правило, плавно, без резких колебаний. Под объемом нагрузки следует понимать суммарное количество выполненной тренировочной работы, а под интенсивностью - напряженность работы, степень ее концентрации во времени.
Однако между увеличением тренировочных нагрузок и процессом приспособления к ним организма спортсмена нет прямолинейной зависимости: наблюдаются периодические спады и подъемы, или так называемая волнообразность динамики тренировочных нагрузок. Дело в том, что с течением времени организм приспосабливается к однообразной нагрузке, и она для него больше не является тем раздражителем, который необходим, чтобы вызвать новое повышение функциональных возможностей. Поэтому в тренировке следует чередовать малые, средние, большие и максимальные нагрузки.
Цикличность тренировочного процесса находит отражение в многолетнем и поэтапном планировании. Выделяют большие, средние и малые тренировочные циклы, в процессе которых решаются общие и частные задачи подготовки спортсмена.
Индивидуализация спортивной тренировки - это учет индивидуальных особенностей спортсмена, уровня его физической, технической и других видов подготовленности на данном этапе тренировочного процесса.
Важно помнить, что все принципы спортивной тренировки тесно связаны между собой и представляют единство: нельзя пренебрегать ни одним из них.
4. Формы организации спортивной тренировки
В практике подготовки спортсмена выделяются основные формы организации спортивной тренировки: учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах, участие в спортивных соревнованиях, самостоятельные тренировочные занятия спортсмена.
Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах проводятся по постоянному расписанию и при педагогическом руководстве тренера (преподавателя физического воспитания). Эти занятия обычно направлены на обучение спортсмена и повышение его спортивного мастерства.
Участие в спортивных соревнованиях стимулирует учебно-тренировочный процесс, воспитывает у спортсменов волю, черты самостоятельности и ответственности перед коллективом за результаты своей деятельности, спортивной подготовленности. Соревнования проводятся в соответствии с положениями и правилами, утвержденными соответствующими организациями. Их проводят специально созданные судейские коллегии. Спортсмены на соревнованиях выступают, как правило, самостоятельно: выполняют разминку, ведут спортивную борьбу, отдыхают между попытками и т. п.
Самостоятельные тренировочные занятия (самотренировки) спортсмены проводят индивидуально или в составе небольшой группы. Самотренировка организуется в неучебное время по индивидуальному плану. Обычно занятия проводятся без непосредственного участия тренера: он лишь помогает в их планировании, анализе и оценке. Наибольшего успеха в самотренировке достигают учащиеся, хорошо подготовленные теоретически, занимающиеся в спортивных секциях. Таких самостоятельных тренировочных занятий может быть 1, 2 и 3 в неделю. В каникулярный же период, во время производственной практики можно увеличить количество занятий до 5-6 в неделю. Продолжительность каждого такого занятия колеблется от 1 до 1,5-2 ч.
Другими формами самостоятельных занятий физическими упражнениями, способствующими росту уровня тренированности спортсмена, являются утренняя специализированная гимнастика, выполнение домашних заданий, активное участие в физическом труде и др.
Утренняя специализированная гимнастика (УСГ) представляет собой увеличенную по времени утреннюю гигиеническую гимнастику, в которой кроме гигиенических и оздоровительных ставятся и решаются частные задачи по совершенствованию отдельных элементов техники, воспитанию отдельных физических качеств, например силы. Длительность одного занятия индивидуальна и может колебаться от 30-40 до 50 мин. По структуре такое занятие УСГ напоминает учебно-тренировочное занятие: оно включает все три его части - подготовительную, основную и заключительную. Первая часть более продолжительна, в ней решаются преимущественно гигиенические задачи, присущие утренней гимнастике. Основная же часть небольшая: в УСГ не применяют больших объемов и интенсивных нагрузок. Ее средствами являются ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, несложные элементы техники избранного вида спорта, другие специальные упражнения.
В тренировочных целях выполняются также домашние задания. В них, как правило, включают упражнения, направленные на преимущественное воспитание наиболее важных для данного спортсмена физических качеств, на ликвидацию отставания в технике отдельных движений, например: подтягивания в висе, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, поднимания и опускания туловища в положении лежа на спине, упражнения со скакалкой, гантелями, гирей и т.п. Чаще всего домашнее задание спортсмен получает от тренера (преподавателя), но может и сам для себя сформулировать самозадание, исходя из задач спортивной подготовки, личной заинтересованности.
Физический труд, участие в туристских походах, подвижные игры и другие дополнительные формы занятий физическими упражнениями также могут использоваться для повышения уровня тренированности спортсменов. Большинство этих форм можно применять самостоятельно, в дополнение к учебно-тренировочным занятиям.
Большое значение для повышения эффективности тренировочного процесса имеют учет и анализ проделанной работы. Документом учета является «Дневник спортсмена», в котором перечисляются учебно-тренировочные и самостоятельные занятия, фиксируются объем и интенсивность физических нагрузок, средства и методы, результаты прикидок и спортивных соревнований, делаются отметки о самочувствии, эффективности восстановительных мероприятий, записываются замечания и пожелания тренера.
Высокие достижения в современном спорте невозможны без правильного применения разнообразных восстановительных мероприятий: они стали органической составной частью подготовки спортсмена. К числу восстановительных, относятся психолого-педагогические и медико-биологические средства.
Для всех учащихся доступными медико-биологическими средствами являются обоснованный режим жизни, рациональное питание и достаточное употребление витаминов, различные виды массажа и самомассаж, водные процедуры, баня, пребывание на свежем воздухе и др. Применение других медико-биологических средств восстановления работоспособности назначается и контролируется врачом и тренером. Поэтому, прежде чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, к самотренировке, следует посоветоваться с тренером, преподавателем физического воспитания.
|
|||
|