|
|||
Особенности построения работы в отдельных категориях организаций5. Особенности построения работы в отдельных категориях организаций
5.1. При внедрении в отдельных категориях организаций механизмов регулирования конфликта интересов следует учитывать, что в настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации закреплены различные определения понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", а также процедуры урегулирования конфликта интересов. Отдельные категории организаций не обязаны при разработке соответствующих регулятивных мер основываться на определении "конфликта интересов", закрепленном в Федеральном законе № 273-ФЗ. Вместе с тем рекомендуется, чтобы вводимые отдельными категориями организаций определения понятий "личная заинтересованность" и "конфликт интересов" не противоречили общим подходам, заложенным в соответствующих определениях Федерального закона № 273-ФЗ. Также отдельным категориям организаций следует руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими сферу, в которой организация осуществляет свою деятельность, и содержащими соответствующие понятия и их определение и (или) описание. 5.2. При построении работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников отдельных категорий организаций при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, рекомендуется руководствоваться применимыми положениями разделов 2-4 настоящих Методических рекомендаций. Вместе с тем, в первую очередь, рекомендуется разработать отдельное положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации[9], либо в качестве отдельного локального нормативного акта.[10] 5.3. В указанном положении прописываются аспекты, связанные со следующим: - предупреждение конфликта интересов, то есть система антикоррупционных мер, затрудняющих попадание работника в ситуацию конфликта интересов; - выявление конфликта интересов (например, посредством установления декларирования или самостоятельного анализа информации работниками подразделения по профилактике коррупционных правонарушений); - урегулирование конфликта интересов, то есть принятие организационных мер (например, усиление контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов). 5.4. В этой связи в рассматриваемом положении могут быть предусмотрены следующие структурные единицы (разделы): 1) цели и задачи принятия положения; 2) круг лиц, попадающих под его действие; 3) основные используемые понятия и определения (в том числе понятия "личная заинтересованность", "конфликт интересов", "связанные лица" и иные); 4) принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в организации; 5) действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления; 6) порядок раскрытия конфликта интересов (декларирования); 7) порядок рассмотрения деклараций и урегулирования конфликта интересов; 8) меры ответственности. При этом все процедуры, предусматриваемые положением о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, должны быть тщательно проработаны с учетом особенностей управленческих процессов в конкретной организации. 5.5. В основу рассматриваемой работы в отдельных категориях организаций могут быть положены следующие принципы: · раскрытие сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов, личной заинтересованности; · индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении личной заинтересованности работника; · конфиденциальность процесса раскрытия сведений о личной заинтересованности и об урегулировании конфликта интересов; · соблюдение баланса интересов организации и работника; · защита работника от преследования в связи с сообщением о личной заинтересованности, которая была своевременно раскрыта работником. 5.6. Вместе с тем организации необходимо соблюдать конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на охрану конституционных прав и законных интересов граждан, в том числе защиту персональных данных, а также учитывать установленные в связи с этим ограничения на проверку достоверности и полноты представленных работником сведений. Принимаемые организацией меры по предупреждению и противодействию коррупции не должны противоречить положениям Конституции Российской Федерации, заключенных Российской Федерацией международных договоров, законов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, применимых к организации. Особое внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер организации следует уделить соблюдению норм законодательства Российской Федерации о персональных данных, обеспечив, когда это необходимо, получение согласия работников на обработку их персональных данных, а также установив ответственность сотрудников, осуществляющих работу с персональными данными, за их разглашение или незаконное использование. 5.7. При выстраивании указанной работы, целесообразно руководствоваться применимыми положениями методических материалов "Меры по предупреждению коррупции в организациях".[11]
|
|||
|