Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аналитические мероприятия



4. Аналитические мероприятия

 

4.1. Аналитическую работу целесообразно выстраивать исходя из фактических обстоятельств деятельности органа (организации), а именно количества служащих (работников) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, количества проводимых органом (организацией) закупок и иных обстоятельств.

В этой связи для целей организации аналитической работы необходимо определить критерии выбора закупок, в отношении которых подразделение по профилактике коррупционных правонарушений уделяет повышенное внимание.

Указанные критерии могут основываться на следующих аспектах:

- размер начальной (максимальной) цены договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (далее – контракт), цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги;

- коррупционная емкость предмета (сферы) закупки (строительство (в том числе жилищное), здравоохранение и т.д.);

- частота заключаемых контрактов с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в части возможного установления неформальных связей между конечным выгодоприобретателем-служащим (работником) и представителем поставщика (подрядчика, исполнителя);

- иные применимые аспекты.

4.2. Анализ соблюдения положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, может основываться на следующем:

- абсолютный анализ всех служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также всех участников закупки;

- абсолютный анализ всех служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок;

- выборочный анализ служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки с учетом положений пункта 4.1 настоящих Методических рекомендаций;

- выборочный анализ служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок, с учетом положений пункта 4.1 настоящих Методических рекомендаций;

- выборочный анализ служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки в связи с поступившей в орган (организацию) информацией от физических или юридических лиц, в том числе иных органов;

- иные основания для проведения анализа.

4.3. В целях выявления личной заинтересованности подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется уделить особое внимание анализу поступающих в орган (организацию) и содержащих замечания писем уполномоченных органов (например, ФАС России, Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства).

Анализу в том числе подлежит информация, поступившая в связи с проведенным общественным контролем гражданами и общественными объединениями и объединениями юридических лиц, а также информация, поступившая от указанных и иных субъектов в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В этой связи в органе (организации) целесообразно организовать такой порядок взаимодействия, который будет способствовать оптимальному доступу сотрудников подразделений по профилактике коррупционных правонарушений к указанной и иной информации (например, предоставлять доступ через систему электронного документооборота).

Одновременно подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть организован личный прием лиц, обладающих информацией о фактах совершения служащими (работниками) коррупционных правонарушений, и (или) может быть, помимо телефона "горячей линии", создан адрес электронной почты, на который гражданин сможет направить рассматриваемую информацию.[3]

Указанный анализ направлен на выявление фактов, которые могут свидетельствовать о личной заинтересованности служащих (работников), участвовавших в проведении такой закупки.

В этой связи подразделению по профилактике коррупционных правонарушений, в первую очередь, необходимо определить природу, представленной информации: свидетельствует ли данная информация о нарушении положений Федерального закона № 44-ФЗ или Федерального закона № 223-ФЗ и (или) она содержит сведения о наличии у служащих (работников) личной заинтересованности в закупке.

Положительным опытом в рамках обмена информацией является заключение соглашений между органами (организациями) и, например, межрегиональными управлениями Росфинмониторинга об информационном обмене в целях предупреждения выделения бюджетных средств недобросовестным исполнителям для выявления ряда рисков (например, хищения бюджетных средств, ненадлежащего исполнения работ и т.п.). Поступающая в рамках подобного соглашения информация также может быть проанализирована для целей предупреждения коррупции и, в частности, выявления личной заинтересованности служащих (работников).

При наличии возможности может быть организовано рабочее взаимодействие между служащим (работником) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, специализирующимся в сфере закупочной деятельности, и ответственными служащими соответствующих органов, в том числе для целей обмена информацией и получения необходимых консультаций.

 

Аналитические мероприятия в отношении служащих (работников), участвующих в закупке

 

4.4. По результатам определения круга служащих (работников) и участников закупки (поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), в отношении которых проводится анализ, подразделению по профилактике коррупционных правонарушений необходимо осуществить сбор применимой информации, которая может содержать признаки наличия у служащего (работника) личной заинтересованности при осуществлении закупок.

4.5. В целях выявления личной заинтересованности служащих (работников), которая приводит или может привести к конфликту интересов, подразделению по профилактике коррупционных правонарушений необходимо обобщить имеющуюся информацию о служащем (работнике), его близких родственниках (если применимо), например, информацию, содержащуюся в следующих документах:

1) трудовая книжка;

2) анкета, подлежащая представлению в государственный орган, орган местного самоуправления, аппарат избирательной комиссии муниципального образования гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации, форма которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р;

3) личная карточка работника;

4) форма представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 2867-р;

5) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

6) иная информация, в том числе содержащаяся в личном деле служащего (работника).

Кроме того, рекомендуется обеспечить ежегодную актуализацию информации, находящейся в личном деле служащего (работника).

Также с соблюдением законодательства Российской Федерации, в частности, положений законодательства о персональных данных, может быть организована работа по получению отсутствующих в личном деле служащего (работника) сведений об иных лицах, находящихся со служащим (работником) в близком родстве или свойстве.

Одновременно также целесообразно проанализировать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе посредством использования различных агрегаторов информации, и иную имеющуюся в распоряжении органа (организации) информацию.

Например, информация, содержащаяся в следующих документах:

- поступившие в орган в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ сообщения от работодателей бывших служащих;

- журнал посещений органа (организации);

- реестр ранее заключенных контрактов;

- реестр контрагентов.

Также подразделение по профилактике коррупционных правонарушений может проводить беседы со служащими (работниками) с их согласия, получать от них с их согласия необходимые пояснения, а также получать от органов (организаций) информацию о соблюдении служащими (работниками) требований к служебному поведению (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну), в том числе требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, изучать представленные гражданами или служащими (работниками) сведения, иную полученную информацию (см., например, подпункт "л" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению").

4.6. В органе (организации) рекомендуется организовать добровольное ежегодное представление служащими (работниками), участвующими в осуществлении закупок, декларации о возможной личной заинтересованности. Типовая форма для декларирования служащими (работниками) о возможной личной заинтересованности приведена в Приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

4.7. На основании указанных действий подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется сформировать профиль служащего (работника), участвующего в закупочной деятельности.

 

Аналитические мероприятия в отношении участников закупок

 

4.8. Аналогичный профиль может быть сформирован в отношении участников закупок, в том числе определенным по результатам закупок поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

В этой связи рекомендуется с учетом положений законодательства Российской Федерации обеспечить ответственного служащего (работника) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений доступом к необходимой для составления такого профиля информации (например, по решению руководителя органа (организации) или уполномоченного им лица).

4.9. Информацию об участниках закупки, в том числе о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), можно получить как непосредственно от структурных подразделений органа (организации), участвующих в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), так и из данных, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru/.

4.10. В случае принятия решения о составлении профиля в отношении участников закупки, в зависимости от выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у подразделения по профилактике коррупционных правонарушений на разных этапах возникает возможность ознакомиться с информацией об участниках закупки.

Так, отдельную информацию об участниках закупки можно получить посредством анализа сведений, представленных непосредственно на самом конверте (отправитель), после вскрытия указанных конвертов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме – во второй части заявок.

Кроме того, подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется проанализировать поступившие в орган (организацию) запросы (если применимо):

- на получение конкурсной документации;

- от участника закупки о даче разъяснений положений документации;

- о даче разъяснений результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- иные запросы.

В указанных целях рекомендуется при поступлении подобных запросов обеспечить ознакомление с ними подразделение по профилактике коррупционных правонарушений, например, посредством автоматизированного их направления в системе электронного документооборота.

4.10.1. В рамках указанного анализа также целесообразно удостовериться в отсутствии информации, свидетельствующей о возможном возникновении у служащих (работников) личной заинтересованности при осуществлении закупки, и в случае необходимости проинформировать об этом руководителя органа (организации) в целях принятия мер, направленных на предупреждение ситуаций конфликта интересов (например, отстранить служащего (работника) от участия в осуществлении закупки).

4.11. Анализу и обобщению для формирования профиля подлежит следующая информация (если применимо):

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника закупки, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности), и иные связанные с данной обязанностью документы;

4) копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица);

5) иные представленные участником закупки документы.

4.12. В случае, если служащим (работником) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений выявлено нарушение участником закупки требования, установленного пунктом 9 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ (об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов), то об указанном факте рекомендуется незамедлительно проинформировать руководителя заказчика и (или) комиссию.

При этом необходимо принимать во внимание, что определение понятия "конфликт интересов", используемое в Федеральном законе № 44-ФЗ,
отлично от аналогичного понятия, предусмотренного Федеральным
законом № 273-ФЗ.[4]

Принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным с учетом положений части 3 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ правовым актом, регламентирующим правила закупки (далее – положение о закупке), также может быть установлено иное определение понятия "конфликт интересов", применимое при осуществлении закупок в рамках Федерального
закона № 223-ФЗ.

В случае выявления подразделением по профилактике коррупционных правонарушений конфликта интересов в соответствии положением о закупке (если применимо), то об указанном факте также рекомендуется незамедлительно проинформировать руководителя заказчика и (или) комиссию.

4.13. Если выбранный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусматривает запрос котировок или запрос предложений и (или) выбранный способ относится к категории закрытых подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется провести анализ информации об участниках закупки, которым направлены соответствующие запросы или которые допущены для участия в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Аналогично подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется провести анализ информации о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе).

4.14. Иная информация об участниках закупки, применимая для целей выявления личной заинтересованности служащих (работников), может быть также получена из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", например, посредством анализа сведений, доступных на электронном сервисе "Прозрачный бизнес", размещенном по адресу: https://pb.nalog.ru/, а также посредством использования различных агрегаторов информации.

 

Анализ профилей служащих (работников) и участников закупок, полученных по результатам аналитической работы

 

4.15. По результатам составления с учетом положений пункта 4.2 настоящих Методических рекомендаций профилей служащих (работников), участвующих в осуществлении закупки, а также профилей участников закупок подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется осуществить перекрестный анализ имеющейся в их распоряжении информации для целей выявления личной заинтересованности служащих (работников).

4.16. Для выявления фактов, свидетельствующих о возможном наличии личной заинтересованности у служащих (работников), участвующих в осуществлении закупки, подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть проанализирована документация, связанная с осуществлением закупки, в том числе документация, связанная с планированием закупки.

Соответствующая информация может быть получена из Единой информационной системы в сфере закупок по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru/ либо получена с учетом положений пункта 2.4 настоящих Методических рекомендаций.

4.17. Также в случае признания целесообразным подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть проведен комплексный анализ информации о закупке, в ходе которого могут быть выявлены индикаторы, наличие которых может свидетельствовать о личной заинтересованности служащих (работников), участвующих в проведении такой закупки.[5]

4.18. В случае признания целесообразным по результатам данного анализа подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть организовано проведение соответствующей проверки соблюдения служащим (работником) в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления такой проверки, в частности, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами (далее – проверка).[6]

4.19. Достаточная информация для организации проведения проверки может быть получена не только в рамках осуществления вышеуказанного анализа, но и в рамках анализа информации, содержащейся в документации, связанной с осуществлением закупки.

4.20. Отдельное внимание подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть уделено анализу имеющейся информации о субподрядчиках (соисполнителях) по контракту.

При этом необходимо отметить, что Федеральным законом № 44-ФЗ установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех субподрядчиках (соисполнителях), заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.[7]

Также в соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального
закона № 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным частью 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом заказчик самостоятельно принимает решение о способах осуществления указанного контроля.

Аспекты, связанные с получением информации о субподрядчиках (соисполнителя) в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, регулируются положением о закупке.

4.21. Для указанной цели также могут быть сформированы профили субподрядчиков (соисполнителей) по контракту с учетом положений настоящих Методических рекомендаций.

4.22. Предметом перекрестного анализа профилей служащих (работников) и профилей субподрядчиков (соисполнителей) является поиск возможных связей, свидетельствующих о наличии у служащих (работников) личной заинтересованности, в частности, в участии соответствующих лиц в качестве субподрядчиков (соисполнителей).

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).[8]

4.23. Помимо указанного анализа также может быть проведена проверка для целей установления фактов нарушений положений Федерального закона № 273-ФЗ, например, установления фактов "навязывания услуг" (например, понуждение со стороны служащего (работника) заключить договор субподряда с аффилированной с таким служащим (работником) организацией).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.