Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления



 

Практическое занятие по теме:

«Лексика с различных точек зрения»

Упражнение № 1. К исконно русским по происхождению словам привести соответствующие старославянские, а к старославянским по происхождению словам подобрать соответствующие исконно русские. Указать фонетические черты и тех, и других.

Утро-ютро (у,ю в начале слова),

межа-между(чередование д – ж, д – жд),

узы-юзы (у,ю в начале слова),

осень-есень (о,е в начале слова),

единый-один (о,е в начале слова),

я-аз (гласные в начале слова а в исконно русском я),

храм-хоромы (-ра-,-оро-),

порох-прах (-оро-,-ра-),

вождь-вожак (чередование д – жд, д – ж),

власть-волость (-ла-,-оло-),

одежда-одёжа(чередование д – жд, д – ж),

болото-блато(-оло-,-ла-),

переворот-преврат (-пере-,-пре-,-ра-,-оро-), 

горящий-горячий (-ящ-,-яч-),

невежа-невежда(чередование д – ж, д – жд),

заголовок-заглавок (-оло-, -ла-),

ночь-нощь (чередованиет – ч, т – шт (щ))

роспись-распись (-ро-,-ра-), 

чужой-чуждый(чередование д – ж, д – жд),

озеро-езеро(о,е в начале слова),

надежный-надежда (чередование д – ж, д – жд),

ровный-равнина (-ро-, -ра-),

 

 

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления

 


общеупотребительная                     ограниченного употребления

                                                                                  

жаргонизмыпрофессионализмы диалектизмы

                                                                  1. фонетические

                                      термины специальные 2. словообразов.

                                               слова        3. морфологические

                                                                     4. синтаксические

                                                                     5. лексические:

                                                                     а) собств. лексич.

                                                                          б) лекс.-семантич.

                                                                          в) этнографизмы

 

Упражнение № 2. Объяснить значение следующих лингвистических терминов.

Флексия-изменяющаяся при склонении или спряжении часть слова, находящаяся в конце словоформы.

Интерфикс-соединительная словообразовательная морфема, которая выделяется составе сложных слов, где используются два и более корня.

Субстантивация-переход в разряд имён существительных других частей речи, вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет.

Адвербиализация – переход причастий в наречия.

Прономинализация – переход слов других частей речи в местоимения в результате утраты или ослабления присущего им лексического значения и приобретения указательной функции.

Субъект-семантическая категория со значением производителя действия или носителя состояния/ человек как носитель каких-либо свойств.

Объект-явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чье-нибудь внимание/ семантическая категория со значением того, на кого (что) направлено действие или обращено состояние.

Предикат-понятие, определяющее предмет суждения(субъект)/член предложения, обозначающий отнесенный ко времени признак (действие или состояние).

Диахрония-совокупность методов языкознания, направленных на изучение фактов языка в их историческом развитии / соответствующая область общей лингвистики, противопоставляемая синхронии).

Синхрония-рассмотрение языка(или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени.

Орфоэпия-совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке, ономастика-раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков.

Топонимика-раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение, управление.

Императив-повелительное наклонение.

Палатальный- согласный звук относящийся к переднему нёбу, образуемый при участии переднего нёба, передненёбный.

Одновидовой- глагол, который имеет только одну видовую форму, не образует видовой пары.

Контекст-законченный отрывок письменной или устной речи/условие осмысленного употребления той или иной конкретной языковой единицы в речи (письменной или устной), с учётом её языкового окружения и ситуации речевого общения.

 

Упражнение № 3. Определить, к какой группе лексики с точки зрения экспрессивно-стилистических свойств (схему см. ниже) относятся следующие слова: нейтральные (межстилевые) или стилистически маркированные – книжные или разговорные. Объяснить значение книжных и разговорных слов.

Облагаться (межстилевое).

Двое (межстилевое).

Экспансия (книжное)- политика распространения своего политического и экономического влияния на другие страны с целью захвата чужих территорий и рынков сбыта; расширение, распространение чего-либо. (напр.влияния) за какие-ибо. первоначальные пределы.

Попутка (разговорное) – транспорт, который идет по нужному человеку направлению.

Отсебятина (разговорное)–собственные слова, вставляемые в чужую речь, требующую точной передачи. .

Яблоко (межстилевое)

Эпитет (книжное) – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
Суматоха (межстилевое)
Брат (межстилевое).
Брег (межстилевое).
Ерепениться (разговорное) –раздражаясь, упрямо и задорно противиться чему-либо.

Хотеть (разговорный) -проявлять желание.

Коалиция (книжное) –объединение,союз (государств, партий и т.п.) для достижения общей цели.
Заядлый (разговорное)-завзятый, с увлечение отдающийся какому-нибудь занятию.

Ящик (межстилевое)

Беззаконие (межстилевое)

Испитой (разговорное)– изнуренный, худосочный.

Журавль (межстилевое).
Как-никак(разговорное)– всё-таки, в конце концов, несмотря ни на что.

Воодушевление(межстилевое).

Вниз (межстилевое).

Линялый (разговорный)-полинявший, выцветший.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.