Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сказочная Гжель» рисование



14.

& Методические статьи:

 

 Амиргазин Кайртай Жакупович, Удалов Сергей Робертович. В статье раскрываются вопросы формирования декоративно-прикладного искусства и народных промыслов как учебной дисциплины и ее место в эстетическом и художественном образовании.


 

Г Ж Е Л Ь С К А Я  К Е Р А М И К А

 

1.Место нахождения промысла: Московская область, Гжельский куст

2.Материал первоосновы: глина

3.Способы украшения, материалы: роспись по глазури

4.Виды продукции: посуда, сувениры, статуэтки, яйца, подносы, игрушки, декоративные изделия

5.Цветовая гамма (закрасить)

Ф О Н   Р О С П И С Ь  

6.Технологические элементы узоров (нарисовать)

 

2-ая мл. группа Средняя группа Старшая группа
Линии, точки, капельки Круги, точки, палочки, линии, дуги, клетка. Круги, точки, палочки, линии, дуги, сетка, капельки, листики, цветы, волнистые линии

 

7.Композиционные элементы узоров (рисунки приложить):

 

 

 

 

8.Вид узора: гжельская роза, птицы,рыбы

 

9.Использование в ДОО

Возрастная группа со 2 младшей до подготовительной группы.

Формы работы: В старшей группе- НОД , выставки, использование художественного слова, д/и, настольно – печатные игры, беседы, выставки, совместные работы с родителями, пластилинография,

 

@ Конспект одной из форм работы приложить.

«Сказочная Гжель» рисование

Цель:

Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция

Задачи:

Образовательные

Приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности

Развивающие

Развивать интерес к изучению народно декоративно прикладному искусству.

Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисточки

Воспитательные

Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство

Ход занятия:

«Сегодня утром почтальон принес нам посылку. Посмотрите, какая она необычная» на посылке наклеены предметы художественно декоративного промысла.

«Кто же нам ее принес? И что в ней?»

«Это посуда: вазы, тарелки, кружки и т.д.»

«Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и кувшины»

-достает из посылки конверт с письмом и показывает детям.

«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку»

 «В посылке есть еще очень красивые иллюстрации, которые помогут нам лучше понять традиции гжельских мастеров. Ребята, а вы хотите отправится в путешествие в сине голубую сказку?»

Предполагаемый ответ детей:

 «Мы отправляемся в путешествие, а почему она называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами»

Организационная часть

«Когда, я была маленькая, как вы. Мне бабушка рассказывала сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать?»

-рассказывает сказку и свой рассказ сопровождает показом иллюстраций.

Практическая часть

«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.»

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.

«Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит.

Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.»

На картинках, которые показывает воспитатель, дети рассматривают посуду разных мастеров, форм и размеров.

«Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!»

-показывает иллюстрации с изображением разных животных и птиц.

«Обратите внимание, какие красивые и разные птицы и животные, творили умельцы своими руками!»

Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, на которых изображены птицы и животные гжельских мастеров

«Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»»

«У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»

Продуктивная деятельность

«Ребята, посмотрите на полянке стоят столы, а на столах стоит много посуды пойдемте посмотрим»

Дети и подходят к столам и рассматривают предметы посуды.

«Да это же посуда, которую мы лепили сами из соленого теста, здесь есть тарелки, вазы, кувшины, кружки. А все вместе это называется одним словом – сервиз»

Дети рассматривают посуду

«На столе стоят еще краски, кисточки, банки с водой и салфетки. Наверное, гжельские мастера предлагают нам самим раскрасить свой сервиз»

«Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в узоре является роза, по краям изделия - кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

«Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.»

Дети выбирают посуду и садятся за столы

«Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике. Какими узорами украшен чайник?

 «Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели

А сейчас ты тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать нашу посуду в гжельском стиле. Вы можете нарисовать узор, который изображен на этом сервизе, или на картинке из «Чудесного мешочка»

Педагог напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.

«Надо рисовать сначала цветок по середине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия»

По окончанию работы, дети наводят порядок на столах

Подведение итога

«Умелец, да рукоделец, себе и людям радость приносит. Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры, которые вы нарисовали сделали посуду яркой, красивой и неповторимой.

«Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята?»

«А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?»

 «Какие изделия делают мастера из белой глины?»

 «А кто из вас запомнил каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»

 «Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубые рисунки»

Воспитатель показывает фарфоровые предметы из посылки и спрашивает у детей.

«А эти предметы похожи на посуду, о которых говорится в сказке?»

 «Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки.

«А сейчас мы возьмем наш замечательный сервиз и отнесем в детский сад. Пусть родители посмотрят на ваши работы»

 

10.Игровые упражнения

Дидактическая игра «Узнай элементы узора», Дидактическая игра «Собери целое», Собери пазлы «Гжель», «Лото», «Домино», Дидактическая игра «Найди пару»

 

11.Описать игровое упражнение

Дидактическая игра



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.