|
||||||||||||||||
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТСтр 1 из 4Следующая ⇒ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА «ДОШКОЛЬНОЕ, НАЧАЛЬНОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА Студент: Базалий В.Г. Группа ПОд/б 15-1-3
Профиль Дошкольное образование Севастополь Художественная керамика
1.Центры по производству керамических изделий (народов России): 1) Гжель (Московская область) 2) Скопинская керамика (Рязанская область) 3) Дымковская игрушка (Кировская область) 4) Филимоновская игрушка (Тульская область) 5) Каргопольская игрушка (Архангельская область)
2.Название изделий из глины (дать определение): Керамика Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. Майолика Майолика — разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури Фаянс Керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Фарфор вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук.
3.Способы создания изделий из глины: Лепка. С помощью своих рук и вспомогательных материалов (деревянных или пластиковых стеков) вы создаете какой-то предмет. Это может быть как не большая свистулька, так и большая скульптура. Гончарное дело. Это процесс создания сосудов, тарелок, ваз и любых других предметов путем вращения на гончарном станке. Начиная от чего-то размером с наперсток и не заканчивая высокой напольной вазой. Это немного более сложный вид керамики, чем просто лепка, поэтому легче пройти сначала гончарные курсы, чтобы научиться азам этого прекрасного способа творения из глины. Отминка. У вас есть гипсовая форма (которая также изготавливается вручную), к примеру, цветка, в которую вы "вминаете" подготовленную глину, а по мере ее подсыхания просто легко вытаскиваете, и предмет нужной вам формы готов. Литье. Этот способ больше используется в производстве фаянсовых и фарфоровых изделий, однако и для глины он подходит. В опять же гипсовую форму (несколько другого плана) заливается подготовленная очищенная жидкая глина (шликер), через некоторое время остатки не втянувшейся в гипс глины сливаются, и через несколько часов вынимается готовое по форме изделие, которое остается только высушить. У каждого из этих способов достаточно много специфических нюансов, которые необходимо знать для достижения минимально положительных результатов. Однако здесь мы приведем простейший и доступный всем вариант изготовления настоящего керамического изделия. 4.Способы украшения изделий из глины: крытьё, живопись, подглазурная роспись, надглазурная роспись, травление, прямая печать (трафаретная печать, прямая шелкография цифровая печать, непрямая или трансферная печать, декальмония, сублимационная печать, термопечать).
5. Виды изделий из глины:
1 )терракота 2 )майолика 3) фаянс 4) фарфор 5) шамот С К О П И Н С К А Я К Е Р А М И К А
1.Место нахождения промысла: город Скопин Рязанской области
2.Материал первоосновы: глина
3.Способы украшения, материалы: украшались рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь.
4.Содержание сюжетов керамики: Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.
5.Виды продукции: кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных).
6.Цвет
6.Технологические элементы лепки, декорирования
@ Использование в ДОО @ Возрастная группа: 2-я младшая – старшую группу( подготовительная) @ Формы работы (конкретные названия, возр. гр.). В средней группе демонстрация альбомов, виртуальные экскурсии, проводятся беседы, выполнение работ по изо деятельности , д/и, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, изо-дятельность, лепка, выставки работ. @ Конспект одной из форм работы приложить. Роспись Скопинской керамики Конспект занятия по изо-деятельности для детей подготовительной группы Цель: развивать представления о декоративно-прикладном искусстве, скопинской керамике, худо-жественные способности детей к декоративной деятельности. Задачи: продолжать знакомить детей со скопинской керамикой; закрепить знания о происхождении данного промысла; познакомить с изделиями скопинских мастеров; закреплять знания детей о декоративных элементах росписи: точки, круги, прямые и волни-стые линии; учить украшать бумажные силуэты элементами скопинской керамики в соответствии с фор-мой предмета; формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного ис-кусства; воспитывать уважение к народным мастерам. Материал: Скульптуры, проектор, силуэты горшков, восковые мелки, акварель, кисти, аудиозапись. Ход занятия. Звучит аудиозапись «Ярмарка золотая» Николаевой. Входит Марья в народном костюме. - Здравствуйте, ребятишки! Здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Шла я с ярмарки весёлой, решила к вам заглянуть, покупками похвалиться. То-вару-то накупила всякого – рушники, кружева, салфетки, скатерть под конфетки. А вот ещё посуду глиняную, Скопинскую, от деда Архипа присланую. Дед Архип-то Глину собирает да в печь сажает. Смотрите, смотрите, довольны будете здорова, удоволь-ствия в три короба. А знаете, как она делается? (Показ видео изготовления мастером глиняной посуды и чтение стихотворения А.Ф.Крылова, директора Скопинского краеведческого музея): Старый гончар. Глины коричневый ком Мастер кладет на круг, Вертит, «колдует» он, Мочит водой, и вдруг Словно из русской сказки Чудный подняли кувшин, На стенке его атласной Вязью старинной «Скопин» - Птица скопа жила Здесь когда-то в лесах дремучих, Оба ее крыла У кувшина – как две ручки!.. На рукотворное диво Пришел посмотреть народ, А Мастер молчал горделиво, С лица утирая пот… Да-а, жизнь – интересная штука, - Увидишь всего на веку! Он знает «Секреты»?! А ну-ка, Задам я вопрос старику: - Скажи мне, какой же мудрец Тебя волшебству научил? - Лепили мой дед и отец, А я глину им подносил!.. Посмотрите, какие прекрасные изделия создают Скопинские мастера. (Показ слайдов с комментариями воспитателя) Рассматривание оригинальной скульптуры: Скажите мне, пожалуйста, какой фон у этих изделий? (светло- и тёмно-коричневый, тём-но-зелёный) Назовите декоративные элементы росписи (точки, круги, прямые и волнистые линии). Расписанное изделие покрывалось порошком цветной свинцовой глазури золотисто-желтого или зелёного цвета. Во время последующего обжига глазурь расплавлялась, образуя блестя-щую стекловидную поверхность изделия. При этом она была не ровного цвета, а с затёками различных оттенков. Дети, а вы хотите стать мастерами? Закройте глаза и представьте, что вы Скопинские мастера и хотите порадовать людей-расписать посуду. Итак, закрыли все глаза. Представили? Открывайте глазки, садитесь за столы. Ребята, в помощь вам на столе лежат шаблоны. Но, прежде, чем приступить к работе, давайте «разбудим» наши пальчики: (пальчиковая гимнастика) Утро настало, солнышко встало! Эй, братец Федя, буди соседей: Вставай, большак! Вставай, указка! Вставай, серёдка! Вставай, сиротка! Вставай и ты, братец Митрошка! Вставай понемножку. Все проснулись, потянулись. А теперь посмотрим, в каком порядке вы будете выполнять работу: (показ сигнальных карт) Обведёте контур изделия по шаблону простым карандашом; Прорисовываем рисунок, который вы придумали восковым мелком; Покрываем всю поверхность вашего изделия водой (много воды не берите); Затем наносите краску (какую?). Берите в руки волшебные инструменты и творите чудо. Анализ детских работ: обратить внимание детей на расположение узоров, цвет, аккуратность. Молодцы! Такую посуду не стыдно и на ярмарку отвезти, людей порадовать.
8.Игровые упражнения (название, возр. гр.)
«Покормим птичек» (отщипывание маленьких кусочков глины или пластилина от целого куска), « Норка для мышки» (спрячь мышку от кошки) – показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»).Описать игровое упражнение (младший возраст)
9.Игровые упражнения
|
||||||||||||||||
|