Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ДОШКОЛЬНОЕ, НАЧАЛЬНОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА

Студент:  Базалий В.Г.

Группа              ПОд/б 15-1-3

 

Профиль Дошкольное образование

Севастополь


Художественная керамика

 

1.Центры по производству керамических изделий (народов России):

1) Гжель (Московская область)

2) Скопинская керамика (Рязанская область)

3) Дымковская игрушка (Кировская область)

4) Филимоновская игрушка (Тульская область)

5) Каргопольская игрушка (Архангельская область)

 

2.Название изделий из глины (дать определение):

Керамика Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Майолика Майолика — разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури

Фаянс    Керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью.

Фарфор вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук.

 

3.Способы создания изделий из глины: 

Лепка. С помощью своих рук и вспомогательных материалов (деревянных или пластиковых стеков) вы создаете какой-то предмет. Это может быть как не большая свистулька, так и большая скульптура.

Гончарное дело. Это процесс создания сосудов, тарелок, ваз и любых других предметов путем вращения на гончарном станке. Начиная от чего-то размером с наперсток и не заканчивая высокой напольной вазой. Это немного более сложный вид керамики, чем просто лепка, поэтому легче пройти сначала гончарные курсы, чтобы научиться азам этого прекрасного способа творения из глины.

Отминка. У вас есть гипсовая форма (которая также изготавливается вручную), к примеру, цветка, в которую вы "вминаете" подготовленную глину, а по мере ее подсыхания просто легко вытаскиваете, и предмет нужной вам формы готов.

Литье. Этот способ больше используется в производстве фаянсовых и фарфоровых изделий, однако и для глины он подходит. В опять же гипсовую форму (несколько другого плана) заливается подготовленная очищенная жидкая глина (шликер), через некоторое время остатки не втянувшейся в гипс глины сливаются, и через несколько часов вынимается готовое по форме изделие, которое остается только высушить.

У каждого из этих способов достаточно много специфических нюансов, которые необходимо знать для достижения минимально положительных результатов. Однако здесь мы приведем простейший и доступный всем вариант изготовления настоящего керамического изделия.

4.Способы украшения изделий из глины: крытьё, живопись, подглазурная роспись, надглазурная роспись, травление, прямая печать (трафаретная печать, прямая шелкография цифровая печать, непрямая или трансферная печать, декальмония, сублимационная печать, термопечать).

 

5. Виды изделий из глины:

 

1 )терракота

2 )майолика

3) фаянс

4) фарфор

5) шамот

 

С К О П И Н С К А Я К Е Р А М И К А   

 

1.Место нахождения промысла: город Скопин Рязанской области

 

2.Материал первоосновы: глина

 

3.Способы украшения, материалы: украшались рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь.

 

4.Содержание сюжетов керамики:  Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.

 

5.Виды продукции: кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных).

 

6.Цвет

 

 

6.Технологические элементы лепки, декорирования

 

2-ая мл. группа Средняя группа Старшая группа
Приемы лепки: -скатывание - сплющивание -вдавливание -сглаживание. Декорирование: -колбаски -шарики -овалы. Приемки лепки: -скатывание -сплющивание - вдавливание -исглаживание -оттягивание -раскатывание -прищипывание Декорирование: -колбаски   -шарики -овалы       -налепливание -жгутики  -завитки. Приемки лепки: -скатывание -сплющивание -вдавливание - сглаживание -раскатывание - прищипывание, соединение частей приемом прижимание и скатывание мест скрепления. Декорирование: - колбаски  - шарики -овалы       - налепливание -жгутики   -завитки

 

@ Использование в ДОО

@ Возрастная группа: 2-я младшая – старшую группу( подготовительная)

@ Формы работы (конкретные названия, возр. гр.). В средней группе демонстрация альбомов, виртуальные экскурсии, проводятся беседы, выполнение работ по изо деятельности , д/и, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, изо-дятельность, лепка, выставки работ.

@ Конспект одной из форм работы приложить.

Роспись Скопинской керамики

Конспект занятия по изо-деятельности для детей подготовительной группы

Цель:

развивать представления о декоративно-прикладном искусстве, скопинской керамике, худо-жественные способности детей к декоративной деятельности.

Задачи:

продолжать знакомить детей со скопинской керамикой;

закрепить знания о происхождении данного промысла;

познакомить с изделиями скопинских мастеров;

закреплять знания детей о декоративных элементах росписи: точки, круги, прямые и волни-стые линии;

учить украшать бумажные силуэты элементами скопинской керамики в соответствии с фор-мой предмета;

формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного ис-кусства;

воспитывать уважение к народным мастерам.

Материал:

Скульптуры, проектор, силуэты горшков, восковые мелки, акварель, кисти, аудиозапись.

Ход занятия.

Звучит аудиозапись «Ярмарка золотая» Николаевой.

Входит Марья в народном костюме.

- Здравствуйте, ребятишки! Здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Шла я с ярмарки весёлой, решила к вам заглянуть, покупками похвалиться. То-вару-то накупила всякого – рушники, кружева, салфетки, скатерть под конфетки. А вот ещё посуду глиняную, Скопинскую, от деда Архипа присланую. Дед Архип-то

Глину собирает да в печь сажает. Смотрите, смотрите, довольны будете здорова, удоволь-ствия в три короба. А знаете, как она делается?

(Показ видео изготовления мастером глиняной посуды и чтение стихотворения А.Ф.Крылова, директора Скопинского краеведческого музея):

Старый гончар.

Глины коричневый ком

 Мастер кладет на круг,

Вертит, «колдует» он,

Мочит водой, и вдруг

Словно из русской сказки

 Чудный подняли кувшин,

На стенке его атласной

Вязью старинной «Скопин» -

Птица скопа жила

 Здесь когда-то в лесах дремучих,

Оба ее крыла

 У кувшина – как две ручки!..

На рукотворное диво

Пришел посмотреть народ,

А Мастер молчал горделиво,

С лица утирая пот…

Да-а, жизнь – интересная штука, -

Увидишь всего на веку!

Он знает «Секреты»?! А ну-ка,

Задам я вопрос старику:

- Скажи мне, какой же мудрец

 Тебя волшебству научил?

- Лепили мой дед и отец,

А я глину им подносил!..

Посмотрите, какие прекрасные изделия создают Скопинские мастера.

(Показ слайдов с комментариями воспитателя)

Рассматривание оригинальной скульптуры:

Скажите мне, пожалуйста, какой фон у этих изделий? (светло- и тёмно-коричневый, тём-но-зелёный)

Назовите декоративные элементы росписи (точки, круги, прямые и волнистые линии).

Расписанное изделие покрывалось порошком цветной свинцовой глазури золотисто-желтого или зелёного цвета. Во время последующего обжига глазурь расплавлялась, образуя блестя-щую стекловидную поверхность изделия. При этом она была не ровного цвета, а с затёками различных оттенков.

Дети, а вы хотите стать мастерами? Закройте глаза и представьте, что вы Скопинские мастера и хотите порадовать людей-расписать посуду. Итак, закрыли все глаза. Представили? Открывайте глазки, садитесь за столы. Ребята, в помощь вам на столе лежат шаблоны. Но, прежде, чем приступить к работе, давайте «разбудим» наши пальчики: (пальчиковая гимнастика)

Утро настало, солнышко встало!

Эй, братец Федя, буди соседей:

Вставай, большак!

Вставай, указка!

Вставай, серёдка!

Вставай, сиротка!

Вставай и ты, братец Митрошка!

Вставай понемножку.

Все проснулись, потянулись.

А теперь посмотрим, в каком порядке вы будете выполнять работу: (показ сигнальных карт)

Обведёте контур изделия по шаблону простым карандашом;

Прорисовываем рисунок, который вы придумали восковым мелком;

Покрываем всю поверхность вашего изделия водой (много воды не берите);

Затем наносите краску (какую?).

Берите в руки волшебные инструменты и творите чудо.

Анализ детских работ: обратить внимание детей на расположение узоров, цвет, аккуратность.

Молодцы! Такую посуду не стыдно и на ярмарку отвезти, людей порадовать.

 

8.Игровые упражнения (название, возр. гр.)

 

 «Покормим птичек» (отщипывание маленьких кусочков глины или пластилина от целого куска),

« Норка для мышки» (спрячь мышку от кошки) – показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»).Описать игровое упражнение  (младший возраст)

 

 

9.Игровые упражнения



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.